ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ БУКСУЮТ

Территории опережающего развития

С каждым годом, в России становится все больше территорий опережающего развития (ТОСЭР), однако, основная их часть испытывает трудности с привлечением и удержанием резидентов. Несмотря на все налоговые привилегии, половина ТОСЭР пустуют, а их инвестиционный потенциал снижается за счет затянутости административных процедур и отсутствия транспарентной системы продвижения.

В условиях замедленного роста российской экономики, санкционного давления, сниженной инвестиционной активности и высокой дифференциации уровня развития регионов, Правительство пытается стимулировать движение финансовых потоков в регионы с низкой инвестиционной привлекательностью. Одним из основных инструментов, призванных снизить дисбаланс развития регионов, путем повышения их конкурентоспособности, стал институт территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР/ТОР).

Создание ТОСЭР инициируется региональными властями совместно с муниципалитетом, предварительно согласовав с потенциальными якорными инвесторами рамочный объем вложений, минимальное число создаваемых рабочих мест и разрешённые виды хозяйственной деятельности. Резиденты, в свою очередь, могут рассчитывать на налоговые льготы, упрощенные административные процедуры и другие преференции.

Первые ТОРы появились в 2015 году на территории Дальнего Востока. Позднее практика организации подобных площадок стала тиражироваться в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и в моногородах со сложными социально-экономическими условиями. На настоящий момент, практику ТОСЭР внедрили две трети регионов, а их общее число к середине 2019 года перевалило за сотню. Эксперты Академии городских технологий “SREDA” проанализировали территориальную дифференциацию в работе института ТОСЭР. 


Половина всех действующих ТОР концентрируется в 15 субъектах РФ, а лидерами освоения этого механизма стали Республики Татарстан, Башкортостан и Челябинская область (в каждом открыто уже пять площадок). Однако, ТОСЭР до сих пор не смогли перенять на себя функцию драйверов экономического роста и стать точками устойчивого инвестиционного притяжения.

В целом ряде регионов локализации ТОСЭР инвестиционный спад наблюдается несколько лет подряд, в частности в Новгородской и Ярославской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан, Самарской, Свердловской и Сахалинской областях. (см. График).


Кроме того, высокая локализация ТОСЭР обостряет внутрирегиональную конкуренцию за бизнес, а промедление с получением статуса особой территории негативно сказывается на результативности работы по привлечению инвестиций. Так, первая ТОСЭР в Татарстане открылась в январе 2016 года, в настоящий момент, на территории 5 ТОР, в регионе выработана система работы с инвесторами и действует крупнейшая в стране площадка Набережные Челны. Туда же пришел крупный иностранный инвестор по производству бытовой техники с объемом инвестиций свыше 14 млрд. руб. Соседняя Башкирия включилась в освоение механизма ТОСЭР всего годом позже и, несмотря на те же пять действующих ТОСЭР, во всей Республике зарегистрировано в 2 раза меньше резидентов, чем в Татарстане.

Инвестиционная активность в действующих ТОСЭРах сильно неоднородна. На сегодняшний день1, в моногородах статус резидента получили почти четыре сотни юридических лиц, однако инвесторы стремятся в первую очередь в крупные промышленные города. Первая десятка крупнейших ТОСЭР (не считая Дальнего Востока) концентрирует свыше половины зарегистрированных резидентов. Удачным опытом борьбы с монопрофильностью могут похвастаться только три крупнейшие по числу резидентов территории: Тольятти привлекла уже 47 инвесторов, Набережные Челны – 40, Новокузнецк - 32.

Одновременно с этим, половина ТОРов моногородов стоят пустые или полупустые (в 25-ти - число резидентов не превышает двух, а в 20 - все еще нет ни одного). Замедление инвестиционной активности в целом ряде российских регионов и вязкость согласовательного администрирования приводят к пробуксовыванию работы. 


Во всех 25 территориях, получивших статус в 2019 году до сих пор зарегистрировано только четыре резидента. И это при том, что наличие рамочных договоренностей с инвесторами является обязательным условием создания ТОСЭР. Кроме того, само получение статуса резидента - только предварительный этап и не гарантирует запуска производства и дальнейшего развития как резидента, так и самого ТОСЭРа. Достаточно часто происходит и потеря резидентов: минимум 19 юридических лиц утратили свой статус резидентов в связи с возникшими трудностями по выполнению условий членства. Так, ТОСЭР Набережные Челны потеряла уже пять резидентов, Анжеро-Судженск расторгла три из семи заключенных соглашений, а в ТОСЭР Емва из двух зарегистрированных остался один.

Примеры успешных площадок свидетельствует о функциональной состоятельности такого института развития региона, как ТОСЭР. Однако, разнородные итоги первых лет, низкая наполняемость и невыполнение планов развития на многих территориях, сигнализируют в первую очередь о том, что на местах сталкиваются с недостатком внутренних управленческих ресурсов, что снижает качество администрирования и координации работы с инвесторами.

Счетная Палата РФ регулярно проводит проверку действующих ТОСЭР. Помимо лежащих на поверхности инфраструктурных проблем - общего слабого места периферийных промышленных городов, аудиторы неоднократно отмечали проблему комплексного планирования и управления развитием ТОСЭР в том числе:

• несогласованность отраслевых и региональных сценариев продвижения площадок с основными документами стратегического планирования;

• отсутствие конкретных прописанных мер и плана-графика мероприятий по продвижению ТОСЭР;

• низкую информированность бизнес-сообщества о действующих площадках и недостаток агрегированной информации, необходимой потенциальным инвесторам. 

В мировой и российской практике накоплен существенный опыт успешной работы с депрессивными регионами и он говорит о том, что социально-экономическую модернизацию и диверсификацию экономики невозможно обеспечить точечными методами и одними только налоговыми льготами. Решение задач такого рода требует системного подхода, основанного на интегрированной деятельности территориальных ведомств, наличии выстроенной системы управления проектом и проработанной маркетинговой стратегии, которая опирается на территориальные, отраслевые и социально-экономические предпосылки развития региона, учитывает окружающую конкурентную среду, подключает широкий спектр каналов продвижения и предлагает целый комплекс мероприятий по развитию объекта. Одно лишь создание ТОСЭР без системности его управления и продвижения не способно привести к появлению в нем резидентов и развитию территории. Важно построить стратегию развития данного института на конкретной территории, учитывая ее особенности, сильные стороны и отстройку от конкурентов. 

Именно от того, насколько эффективно будут применяться современные инструменты управления, в том числе и маркетингового, будет зависеть, повторят ли ТОСЭРы судьбу особых экономических зон или станут эффективным работающим инструментом развития территории и снижения дисбаланса региональных экономик.

____________________

1Реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), выпускаемый Минэкономразвития России, выпуск на 10.07.2019



СТАТЬЯ ПОДГОТОВЛЕНА РУКОВОДИТЕЛЕМ АКАДЕМИИ ГОРОДСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ "SREDA" ЮЛИЕЙ ЗУБОВОЙ

 


Похожие публикации

Разработку проектов стратегического и территориального планирования, социально-экономического развития территорий, исследовательские проекты.

Все публикации
Как насчет отпуска в ... России?

Аналитическое агентство министерства по туризму Финляндии выяснило, что 60% европейцев планирует подождать минимум...

ТУРИЗМ НА ГРАНИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Что теперь ждет отрасль туризма? Этим вопросом задается каждый, кто хоть как-то причастен к индустрии путешествий. Отр...

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ: ПОМОЩЬ ИЛИ ФИКЦИЯ?

Последствия коронавируса уже налицо, и ведущие страны мира опубликовали свои антикризисные программы. В...

Главная тема 2020 года

Самой актуальной темой 2020 года становится экология. ⠀ Влияние промышленности на планету и тот факт...

ВОПРОС ГЛОБАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Исследования Всемирного банка выявили, что ежегодно в мире образуется 2,01 млрд тонн твёрдых бытовых отходов,...

Будущее за пожизненными учениками

По данным отчёта McKinsey до 375 млн работников во всём мире будут вынуждены...

ИТОГИ 2019

Ежегодно я подвожу итоги и ставлю цели на очередной год. 2019 год не стал исключением.⠀ ...

Умный город

За последние три года проект проходит эволюцию развития. Еще пару лет назад мэры надеялись, что внед...

Маркетинговая стратегия ТОСЭР

Одной из мер стабилизации социально-экономического развития муниципальных образований и экономики региона в целом ...