Базовая роль стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в разработке документов территориального планирования муниципальных образований

В мае 2024 года были утверждены «Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)» (приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273).
Указанные рекомендации стали по-настоящему знаковым событием в области стратегического и территориального планирования. В них сделаны столь заметные шаги по правовому закреплению ответов на ряд сложных методических вопросов о связи стратегий социально-экономического развития и документов территориального планирования муниципальных образований.
Следует отметить, что вопросы увязки решений документов стратегического и территориального планирования обсуждались в профессиональной среде уже почти 20 лет. Необходимость синхронизации показателей и мероприятий по развитию территории была очевидна для многих руководителей органов местного самоуправления и разработчиков документов планирования, однако большая часть методических приемов и принципов долгое время оставалась «за скобками» законодательства.
Выделим две основные задач в сфере планирования социально-экономического развития территорий муниципальных образований, на решение которых направлены указанные методические рекомендации:
1.    обеспечение взаимосвязанности решений, подготавливаемых в составе проекта документа территориального планирования муниципального образования, со стратегией социально-экономического развития муниципального образования (далее также – стратегия СЭР), иными документами стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
2.    уточнение перечня рекомендуемых параметров функциональных зон, содержащихся в положении о территориальном планировании проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Рассмотрим содержание методических рекомендаций применительно к каждой из указанных задач.
1.    Взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования
В соответствии с п.п. 16.1 – 16.3 методических рекомендаций, на основе положений стратегии СЭР муниципального образования определяются базовые показатели документа территориального планирования муниципального образования, включающие:
    расчетный срок действия документа (включающий первую очередь реализации), синхронизированный с расчетным сроком реализации стратегии СЭР МО;
    численность постоянного населения на первую очередь и расчетный срок;
    уровень автомобилизации населения;
    среднюю обеспеченность населения общей площадью жилых помещений;
    укрупненные показатели потребности в инфраструктурных объектах местного значения.

Кроме того, дополнительно в базовые показатели возможно включать:
    объемы планируемого ввода жилья (с разбивкой на ИЖС и МКД),
    увеличение показателей обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования,
    создаваемое количество рабочих мест,
    уровень социально-экономического развития,
    численность трудоспособного населения,
    численность занятого населения,
    и другие.
Анализ представленных позиций методических рекомендаций позволяется сделать следующие важные выводы:
1.    Расчетные сроки (горизонт планирования) стратегии социально-экономического планирования и документа территориального планирования муниципального образования следует синхронизировать.
Ранее такая синхронизация сроков была косвенно понятна раньше (с учетом положений Градостроительного кодекса), но не была обязательной и напрямую не была обозначена в нормативно-правовых актах как условие обеспечения согласованности стратегий СЭР и документов территориального планирования муниципальных образований.
Теперь целесообразность синхронизации сроков определена однозначно.
Надо сказать, что в целях обеспечения реализации на уровне муниципальных образования Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" сроки реализации документов стратегического планирования следует устанавливать до 2036 года и более, с как минимум одним промежуточным этапом реализации – в 2030 году.
В то же время, генеральные планы городских округов, муниципальных округов и поселений утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (см. ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).
В связи с этим, для синхронизации расчетных сроков документов стратегического и территориального планирования в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований возможно установление более значительных сроков реализации (например, 2046 год) с установлением как минимум двух промежуточных этапов реализации – 2030 год и 2036 год.

2.    Наиболее важными показателями, описывающими экономическое развитие муниципального образования, на основе которых должен разрабатываться документ территориального планирования, являются показатели численности населения, трудовых ресурсов и занятости (численность постоянного населения на первую очередь и расчетный срок, количество рабочих мест, численность занятого населения, численность трудоспособного населения).
Все эти показатели одновременно обладают следующими важными свойствами:
    Измеримость: могут использоваться в расчетах при определении других показателей в рамках документов территориального планирования.
    Комплексность: прямо или косвенно влияют на почти все аспекты социально-экономического развития муниципального образования, потому что определяют объем спроса на значительную часть инфраструктуры, размещение которой нужно планировать в документах территориального планирования (в том числе, объекты местного значения в сфере социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры).

Другие из представленных выше показателей обладают только одним из этих свойств.
Например, в отношении показателя «уровень социально-экономического развития» не указаны конкретные единицы измерения и его содержание (вероятно, это индекс, рассчитываемый на основе нескольких других показателей, состав которых не определен). То есть, данный показатель не является измеримым в рамках данных методических рекомендаций.
Другой противоположный пример: «уровень автомобилизации населения» является измеримым, однако он является комплексным, поскольку не затрагивает многие сферы развития города.

3.    В составе базовых показателей, определяемых на основе стратегии СЭР муниципального образования, есть те, которые затрагивают развитие отдельных видов инфраструктуры, например: укрупненные показатели потребности в инфраструктурных объектах местного значения; средняя обеспеченность населения общей площадью жилых помещений; объемы планируемого ввода жилья; показатели обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования.
Это повышает значимость стратегии СЭР не только как общей базы для расчета показателей инфраструктуры в ходе дальнейшей разработки документов территориального планирования, но и как возможного прямого источника информации о показателях отдельных видов инфраструктуры.

Таким образом, сегодня на законодательном уровне установлено, что стратегия социально-экономического развития является важной основой для разработки документов территориального планирования.
2.    Параметры функциональных зон.
Определение границ функциональных зон и их параметров является одним из важнейших видов решений о развитии территории, которые содержатся в утверждаемой части документов территориального планирования муниципальных образований.
Анализ п. п. 20.3 – 20.8 позволяет выделить следующие позиции, которые высокое значение стратегии СЭР муниципального образования в установлении функциональных зон.
1.    Целевые показатели, установленные в стратегии СЭР муниципального образования относятся к рекомендуемым источникам получения исходной информации для установления параметров функциональных зон и сведений о планируемых для размещения в них объектов.

2.    В качестве параметров функциональных зон рекомендуется применять численность планируемого постоянного населения и максимальную плотность населения.
Эти показатели, устанавливаемые применительно к каждой функциональной зоне, определяются с учетом значений показателя численности населения муниципального образования, входящего в состав целевых показателей стратегии СЭР.
Общая сумма показателей численности планируемого постоянного населения в функциональных зонах должна быть равна значению соответствующего целевого показателя в стратегии СЭР.
Плотность населения (плотность жителей) в функциональной зоне зависит от площади функциональной зоны и численности населения в ней, то есть также связана с целевым показателем стратегии СЭР.

3.    Для жилых зон плотность населения измеряется в чел/га, для коммерческих и производственных зон рекомендуется определять плотность рабочих мест, измеряемую в рабочих местах/га.
Если в общественно-деловой зоне допускается размещение жилой застройки, для нее устанавливается два показателя плотности: максимальная плотность населения и плотность рабочих мест.
Плотность рабочих мест, соответственно, связана с количеством рабочих мест и численностью занятого населения, которые относятся к целевым показателям социально-экономического развития муниципального образования.
Таким образом, рассматриваемые методические рекомендации указывают на базовую роль стратегии социально-экономического развития муниципального образования в процессе подготовки документов территориального планирования муниципального образования. На все виды решений документа территориального планирования муниципального образования, установленные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, оказывает непосредственное влияние содержание стратегии СЭР муниципального образования. В частности, при подготовке документов территориального планирования муниципального образования выполняются:
1.    Планирование размещения объектов местного значения (как правило, инфраструктурного характера). Влияние стратегии СЭР на планирование размещения этих объектов описано выше в блоке «Взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования».
2.    Определение границ функциональных зон различного вида и их параметров. Описание влияния стратегии СЭР на определение функциональных зон представлено выше в блоке «Параметры функциональных зон».
3.    Определение границ населенных пунктов, которое выполняется с учетом предполагаемых в будущем потребностей в размещении всего комплекса функциональных зон и объектов местного значения (см. выше п. 1 и п. 2 в данном списке), то есть также в значительной степени зависит от стратегии СЭР муниципального образования.


Другие новости

04.09.2024
Команда Академии городских технологий «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела круглый стол для участников программы «Гостеприимные города»

Проект реализуют  ВЭБ.РФ и Московская школа управления Сколково при поддержке Минэкономразвития РФ

04.09.2024
Юлия Зубова выступила модератором проектно-аналитической сессии, прошедшей на полях ВЭФ

На мероприятии обсудили противопаводковые мероприятия и вопросы обращения с ТКО

03.09.2024
Академия городских технологий «Среда» участвует в мероприятиях Восточного экономического форума

Он проходит на острове Русский во Владивостоке

29.08.2024
Юлия Зубова выступила на заседании круглого стола «Роль социального фактора и демографии в устойчивом развитии мегаполисов и регионов БРИКС»

Генеральный директор Академии городских технологий «Среда» презентовала участникам встречи проект ВАРМСУ «Муниципальный диалог»

28.08.2024
Руководитель Академии «Среда» провела стратегическую сессию на Международном муниципальном форуме стран БРИКС

Участники сессии обсудили современные тренды развития партнерских отношений и сотрудничества между городами и регионами БРИКС

16.08.2024
Юлия Зубова представила руководству федеральных министерств резолюцию по развитию опорных населенных пунктов

Генеральный директор Академии городских технологий «СРЕДА» выступила на форуме «Опорные города России» в Минусинске

14.08.2024
Академия «СРЕДА» провела стратегическую сессию в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2024»

В мероприятии приняли участие главы муниципальных образований

08.08.2024
Академия «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела вебинар «Туризм как драйвер развития территории: тенденции, вызовы и новые возможности»

К образовательному мероприятию присоединились более 500 участников из разных регионов

05.08.2024
Особенности подготовки стратегий социально-экономического развития (СЭР) и мастер-планов муниципальных образований

Мы продолжаем серию публикаций про мастер-планы. Сегодня рассмотрим варианты выполнения органами местного самоуправления задач по пространственному развитию в текущих условиях