Человекоцентричный подход в разработке Стратегии социально-экономического развития города

6 марта 2025
Человекоцентричный подход в управлении

Понятие человекоцентричности впервые прозвучало применительно к государственному управлению в Послании Президента к Федеральному Собранию в 2018 году. Прежде всего, такой подход выражен в приоритете задач демографического развития, увеличения продолжительности жизни, снижения уровня бедности и повышения уровня жизни граждан. Каждая из этих задач является результатом целого комплекса мер.

Понятие человекоцентричности пришло из управленческой науки. Предшественниками ее являлись категории «клиентоцентричности» (из сферы маркетинга) и «внутреннего клиента» (из сферы управления бизнес-процессами организаций). Международный стандарт «Человекоцентричная организация» ISO 27500:2016 и принятый с 1 января 2025 года отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 27500 «Организация, ориентированная на человека» предлагают следующие принципы управления:

  • использование индивидуальных различий в качестве преимущества организации;
  • установление в качестве стратегических целей удобство использования и доступности продукции;
  • применение общего системного подхода;
  • применение в качестве приоритетов деятельности обеспечение здоровья, безопасности и благополучия людей;
  • осознание ценности персонала и создание условий для его значимой работы;
  • открытость и доверие;
  • социальная ответственность во всех действиях.

Эти принципы релевантны государственному и муниципальному контексту, а идея социальной ответственности изначально пронизывает всю деятельность управления территориями.

Принцип человекоцентричности закрепляется как стандарт управления, способствующий наращиванию ценности организации, ее устойчивости и потенциала для самостоятельного развития. Это также повышает качество процессов и принимаемых решений, определяет оптимальные пути привлечения и использования ресурсов, а также снижает риски различного характера, особенно в долгосрочной перспективе.

Эти задачи, как мы видим, созвучны целям государственного и муниципального управления, они ориентируют на достижение роста и развития территории за счет роста и развития граждан, раскрытия потенциала личности на всех уровнях.

Идея состоит в том, чтобы создавать такие условия, при которых человек будет иметь возможность и желание прилагать свои знания, умения, жизненный опыт, инициативу, таланты, творчество и ежедневный труд для созидания. Поскольку это само по себе является неотъемлемой частью человеческой природы, задача управления фактически заключается в том, чтобы максимально позволить индивиду раскрыться именно на управляемой территории.

Человекоцентричное управление как практика начинается с применения соответствующего подхода к принятию решений и стратегическому планированию, а также с утверждения личности как центральной ценности на уровне законодательства. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ключевым звеном заявления приоритетов и целей развития на местном уровне является комплексная Стратегия социально-экономического развития региона или муниципального образования.

Современная практика стратегического планирования включает элементы человекоцентричного подхода. Наша команда ставит человека в центр Стратегии: как документа, так и процесса его разработки и принятия. Именно такое решение реализуется сейчас в нашем проекте по разработке Стратегии социально-экономического развития города Сарапула.

Как разрабатывается человекоцентричная Стратегия города?

1. Мы смотрим на любой вопрос городского развития глазами жителя города. Анализ развития территории проводится с позиции решения проблем и удовлетворения потребностей человека как жителя территории и человека как предпринимателя, развивающего свой бизнес в городе.

2. Для формирования видения развития города создается портрет глазами жителей. Он показывает, что значит город для них, какие элементы городского развития определяют его образ для граждан.

3. Весь процесс разработки и последующего принятия Стратегии реализуется на принципах открытости и максимального вовлечения разнообразных групп. Мы активно используем партисипативное проектирование, которое показывает успехи от проекта к проекту. Процесс работы построен так, чтобы о разработке Стратегии знали все и могли бы принять участие в процессе в том или ином формате.

Форматы подразумевают:

  • массовый опрос жителей по стандарту ВЦИОМ к формированию выборки;
  • анкетирование малого и среднего бизнеса;
  • глубинные интервью с экспертами и командой управления городом;
  • серия стратегических сессий по выявлению точек роста, выработке видения будущего города, формирования пула проектов-драйверов.

4. В проектирование развития города мы активно вовлекаем горожан всех возрастов: от молодежи 14 лет до самых старших жителей. Участие принимают представители всех видов бизнеса и отраслей (от МСП до крупных компаний), эксперты из самых разных областей, а также все структуры руководства: от представителей региональных властей до членов Молодежного парламента.

Только услышав большое разнообразие мнений, точек зрения, подходов и выраженных приоритетов, мы получаем объемную картину будущего города, в котором найдут себя все его жители. Это также позволяет сформировать представление и о потенциале гражданского общества.

Ориентация на человекоцентричный подход в муниципальной повестке на сегодняшний день во многом обусловлена необходимостью решать серьезные общемировые и российские вызовы: негативные демографические тренды, дефицит на рынке труда, заметный отток населения в крупные города. В то же время любые кризисные периоды заставляют более явно осознать приоритеты первого порядка. Ультимативный поворот в сторону Человека предлагает нам свежий и очень честный взгляд на развитие городов и регионов. В нашей практике человекоцентричный подход к разработке Стратегии социально-экономического развития города позволяет реализовать стратегический анализ и стратегическое планирование особенного уровня глубины и обеспечить высокое качество принимаемых решений.

Авторы:

  • Галина Плотникова, к.э.н., заместитель генерального директора АГТ «Среда»;
  • Ольга Осипова, к.с.н., старший аналитик департамента стратегического анализа и экономики АГТ «Среда»;
  • Анна Онуфриева, к.э.н., консультант департамента стратегического анализа и экономики АГТ «Среда»