Коммунальная инфраструктура территории: оценка ограничений и потенциала развития

26 декабря 2024

Прошедший недавно в Красноярске XV Сибирский энергетический форум собрал ведущих специалистов отрасли, ученых, представителей бизнеса, региональных и муниципальных властей, чтобы все они обсудили вопросы большой и малой энергетики, ЖКХ, энергоэффективности. В рамках форума происходил обмен опытом о лучших организационных и технологических решениях, реализуемых в настоящее время.


В мероприятии участвовал и директор департамента стратегического анализа и экономики Академии городских технологий «Среда» Андрей Чемашкин. Его доклад был посвящен анализу ограничений и потенциалу развития коммунальной инфраструктуры как инструменту разработки стратегических решений по развитию территории. Специалист рассказывал о разработанной специалистами Академии методике оценки потенциала коммунальной инфраструктуры, результаты которой могут применяться как органами власти при реализации государственной политики, так и бизнесом при принятии инвестиционных решений.


Мы решили собрать все самое интересное из доклада Андрея Чемашкина:


1.Какие проблемы мы стараемся решить?


Очень часто руководство регионов или муниципальных образований задает нам один и тот же вопрос: каким образом оценивать текущий уровень и потенциал развития коммунальной инфраструктуры как с точки зрения бизнеса, который заходит на ту или иную территорию, так и в интересах местных жителей и властей, заинтересованных в обеспечении бесперебойного ресурсоснабжения? Наши специалисты разработали гибкую методику оценки потенциала коммунальной инфраструктуры, результаты которой могут применяться как органами власти при реализации государственной политики, так и бизнесом при принятии инвестиционных решений.


2.Чему уделяем внимание?


Мы целенаправленно делаем акцент на показателях функционирования жизнеобеспечивающих коммунальных систем. В ходе анализа, как правило, возникает стратегическая «развилка»: повышать энергоэффективность существующих систем, вкладывать в новое строительство и масштабную модернизацию или в той или иной степени сочетать оба подхода.


3.В чем заключается методика оценки инфраструктурных ограничений?


В нашей методике мы учитываем комплексные показатели: потенциал экономии топлива на источниках теплоснабжения, коэффициент снижения потерь воды при транспортировке по сетям водоснабжения, коэффициент загрузки водопроводных сетей, коэффициент запаса прочности оборудования теплоснабжения. Источником данных для модели, как правило, выступает общедоступная статистика и система эталонных значений по интересующим показателям.


4.Какие выводы позволяет делать анализ?


Наша модель дает возможность индивидуализировать государственную политику для каждой территории. По итогам автоматизированной оценки статистики и сформированных на их основе интегральных показателей для каждой территории формулируются выводы и рекомендации. Инструменты реализации этого могут быть совершенно разными. В коммунальной инфраструктуре это и энергосервис, и концессия, и многое другое.


5.А можно ли использовать модель для оценки других показателей?


Да, она применима не только для оценки инфраструктурного развития. В зависимости от задачи методика может очень просто масштабироваться. Ее алгоритмы позволяют оценивать не только развитие коммунальной инфраструктуры, но и в целом уровень социально-экономического развития территорий по широкому набору показателей. Уже сейчас с ее помощью мы получаем объективную информацию о демографическом, кадровом, инвестиционном, бюджетном, логистическом потенциале. По каждому из этих направлений есть четкий набор конкретных показателей. При этом сама система достаточно гибкая. Для анализа мы подгружаем как федеральную, так и региональную статистику. Если у региона есть собственные специфические данные, то их тоже очень легко включить.


6.При разработке каких документов будут полезны методические инструменты?


Наш подход применим практически для любого стратегического документа: от стратегий социально-экономического развития регионов до специфичных программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры населенных пунктов, а также региональных и муниципальных программ энергосбережения.