Новость, которая в СМИ вызывает самые неоднозначные реакции: педагогов для основной школы (с 5-го по 9-й классы) начнут готовить на базе колледжей. В Минпросвещения подготовили проект приказа об утверждении образовательного стандарта среднего профобразования по специальности «Преподавание в основной школе (по профилям)». Речь пока идет об учителях для предметов «Труд (Технология)» и «Основы безопасности жизни и защиты родины». Постигать азы этих специальностей будут 2 года и 10 месяцев на базе среднего общего образования (то есть после 11-го класса). Стандарт планируют утвердить в начале 2025 года. Директор департамента образовательных программ Академии «Среда» Ксения Короткова рассказала о том, как новый образовательный стандарт СПО может отразиться на подготовке учителей основной школы и какие задачи им планируется решать.
– На решение каких проблем, на ваш взгляд, будет направлен новый стандарт СПО?
– Один из главных вызовов, с которым мы все сталкиваемся сегодня, – это нехватка кадров. В России на сегодняшний день, по самым скромным оценкам, не хватает 250 тыс. учителей. Подготовка педагогов-предметников в колледжах для основной школы – это попытка решить в том числе и эту проблему».
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Но почему эту проблему пытаются решить именно с помощью СПО?
– Говоря о подготовке учителей в университетах, мы понимаем, что не все выпускники идут работать в школу, они остаются в университетах или уходят работать не по специальности. А школе педагоги нужны.
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Но будут ли выпускники колледжей более заинтересованы идти в школы?
– Возможно. В целом здесь вопрос в том, как именно мы работаем с ними, как работодатель (в данном случае государство и образовательные организации) их профориентирует. Задача здесь – выстроить грамотную систему адаптации на этапе обучения, довести «от парты до рабочего места».
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Что это даст самому выпускнику?
– Еще один фактор, который важно отметить, – вопрос доходов населения. Когда ребенок оканчивает колледж, он становится трудоспособной единицей, а значит – может зарабатывать и поддерживать свою семью. То есть СПО дает возможность начинать работать в более молодом возрасте. А следовательно, на реформу можно смотреть и как на меру дополнительной поддержки. Существует, однако, вызов, связанный с тем, что ряд выпускников колледжей заканчивают обучение до совершеннолетия, а значит, зачастую рискуют потерять год, что существенно увеличивает вероятность конверсии выпускников колледжей в университет».
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Значит ли новый стандарт то, что требования к знаниям выпускников колледжей тоже будут расти?
– Будут ли они больше знать? Не думаю, что это решение направлено конкретно на то, чтобы сформировать более солидный багаж именно теоретических знаний у выпускников СПО. Этот вид образования в принципе заточен больше на развитие навыков.
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Пользователи в наших соцсетях задавали такой вопрос: будут ли на базе нового стандарта обучать смежным дисциплинам? Детской психологии, например. И успеют ли? Достаточно ли зрелыми они окажутся для того, чтобы впитывать все это?
– По поводу зрелости вопрос хороший. Выпускники университетов тоже не обладают этим качеством в полной мере. Молодой учитель всегда сталкивается с вызовом выстраивания своего авторитета. Выпускникам колледжей, очевидно, будет сложнее. А может, они смогут стать своими среди своих и им удастся раскрыть творческий потенциал свой и своих подопечных. Возможно, здесь как раз и раскроется в полной мере развивающаяся система наставничества. Но стандарт изучить действительно будет очень интересно.
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
– Получается, 100% однозначного решения здесь нет? И это своего рода компромисс?
– Вопрос в целом сложный и неоднозначный. Да, с одной стороны, граница между высшим и средним профессиональным образованием стирается. С другой – высшее образование отличается от среднего углубленным погружением в теорию предметной области, формированием системы знаний. Даже если школьному учителю никогда не потребуется объяснять детям высшую математику, получив высшее образование, он понимает место отдельных образовательных элементов в общей картине научной отрасли. Проще говоря, может легко и доступно объяснить, зачем штудировать векторную физику или зубрить классификацию живых организмов. Без глубокого понимания предметной отрасли учителю сложно решать такие важные для образовательного процесса задачи, как профориентация, работа с талантами, мотивация. И в то же время разрыв между школьной программой и университетскими знаниями колоссальный, и пропасть эта лишь растет. Даже опытному учителю все сложнее преодолеть этот разрыв. А ресурс на восполнение багажа знаний ограничен объемами рутинной и административной работы. При этом функция профориентации и построения индивидуальных карьерных карт может быть эффективно компенсирована вовлечением в образовательный процесс работодателей и высших школ. На что и делается ставка в программе обновления целевой модели обучения.
Директор департамента образовательных программ Академии «Среда»
Оставьте заявку, если остались вопросы
Напишите
нам в телеграм
Мы быстро ответим на все интересующие вас вопросы.
Напишите
нам в телеграм
Напишите
нам в телеграм