На федеральном портале проектов нормативных правовых актов 22 октября был опубликован законопроект Минэкономразвития России, касающийся поддержки новых инвестиционных проектов. Задача документа — обеспечить единый подход в субъектах и муниципальных образованиях к развитию инвестиционной деятельности. Если законопроект будет принят, он вступит в силу уже с 1 января 2025 года.
Какие нововведения предусматривает законопроект и как с его принятием изменится работа с инвестиционными проектами в регионах?
1. Введение понятия «приоритетный инвестиционный проект субъекта РФ».
Статус «приоритетного инвестиционного проекта» сейчас можно установить только для проектов федерального уровня. Он дает возможность инвесторам получать льготы по налогам на прибыль и имущество, земли в аренду без торгов, субсидии из регионального бюджета и другие преференции.
В случае принятия документа Минэкономразвития такой статус смогут получить проекты и на уровне регионов. Субъекты получат право самостоятельно определять, какие проекты смогут быть признаны приоритетными и смогут ли они стать ключевыми драйверами социально-экономического развития региона.
На практике такой подход уже имеет место. При разработке стратегий регионов мы помогаем выделять проекты-драйверы («локомотивные» проекты, флагманские проекты, ключевые проекты развития), которые могут служить основой для устойчивого развития. Законодательное закрепление такой практики придает ей однозначный официальный статус и открывает для регионов более широкие возможности для привлечения расширения системной работы по разработке и реализации таких приоритетных проектов.
Но несмотря на право субъектов самостоятельно разрабатывать критерии для отбора приоритетных проектов, федеральное правительство продолжит играть важную роль в координации всех процессов. Будут разработаны общие мероприятия для поддержания единого подхода к развитию инвестиционной деятельности и определены целевые показатели для оценки их эффективности. Это позволит сохранить баланс между региональными инициативами и общими федеральными стандартами, что усилит стратегическое планирование на всех уровнях управления.
2. Финансирование для создания благоприятных условий ведения инвестиционной деятельности.
Законопроект предусматривает возможность выделения федерального финансирования в виде субсидий для субъектов Российской Федерации с целью создания комфортных условий для инвесторов. Средства будут предоставляться через конкурсный отбор, что позволит стимулировать регионы к более активной работе с инвестиционными проектами. Важно отметить, что условия отбора для предоставления субсидий еще не ясны, но, скорее всего, они будут включать критерии, основанные на значимости и потенциальной эффективности проектов.
Мониторинг расходования средств и достижения целевых показателей обеспечит прозрачность и эффективность вложений.
3. Сбалансированный подход к инвестиционной деятельности.
Законопроект акцентирует внимание на сбалансированности интересов субъектов, общества и государства. Это означает, что при выборе инвестиционных проектов регионы должны учитывать коммерческую, социальную и бюджетную эффективность их реализации. Такой подход будет способствовать более комплексному развитию экономики, поскольку позволит учитывать потребности различных групп населения и особенности рынка.
Установление критериев для оценки степени учета интересов всех сторон, даст возможность минимизировать риски и повысить уровень доверия к принимаемым решениям.
4. Проактивность в привлечении инвесторов.
Законопроект предусматривает повышение эффективности работы специализированных организаций — агентств инвестиционного развития. Теперь подготовка инвестиционных предложений с информацией о возможной реализации проектов станет обязательной частью их работы.
На сегодняшний момент объем доступной информации для потенциальных инвесторов порой недостаточен для принятия взвешенных решений. Внедрение изменений в законодательстве поможет преобразовать работу в субъектах, сделав её более проактивной.
Кроме этого, агентства инвестиционного развития будут не только разрабатывать предложения, но и сопровождать их, обеспечивая комплексный подход к внедрению новых проектов на своих территориях. Это повысит уровень информированности инвесторов и, как следствие, улучшит инвестиционную привлекательность регионов.
5. Одобрение инвестиционных профилей на федеральном уровне.
Законопроект предоставит органам местного самоуправления право утверждать инвестиционные профили.
Сейчас органы местного самоуправления действуют на основе методических рекомендаций Минэкономразвития России от 26 сентября 2023 года №672. Принятие законопроекта создаст дополнительные основания для подготовки инвестиционных профилей, их количество, вероятно увеличится в ближайшее время.
С принятием нового законопроекта право на разработку инвестиционных профилей, будет официально закреплено. Это создаст дополнительные основания для безопасного привлечения подрядчиков при подготовке инвестиционных профилей.
Но важно отметить, что решение о том, в каких именно муниципалитетах их необходимо утверждать, остается за правительством субъекта Российской Федерации и вышестоящими исполнительными органами.
***
Законопроект Минэкономразвития России о единых принципах поддержки новых инвестиционных проектов представляет собой значительный шаг вперед в области инвестиционного регулирования. Он не только расширяет полномочия субъектов, но и создает условия для более активного вовлечения инвесторов в реализацию капитальных вложений.
Система единого подхода к поддержке новых инвестиционных проектов обеспечит более гармоничное взаимодействие между различными уровнями власти и позволит создать прозрачные условия для развития инвестиционной деятельности.
Оставьте заявку, если остались вопросы
Напишите
нам в телеграм
Мы быстро ответим на все интересующие вас вопросы.
Напишите
нам в телеграм
Напишите
нам в телеграм