Практикоориентированный подход к образованию. Инструкция по применению
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Практикоориентированный подход к образованию – это метод обучения, который акцентирует внимание на практическом применении знаний и навыков. В отличие от традиционных методов, где основное внимание уделяется теории, этот подход направлен на подготовку специалистов к реальным профессиональным вызовам и задачам. Он помогает не только усваивать информацию, но и применять ее в деятельности, что делает обучение более эффективным и значимым и значительно повышает качество образования. Этот подход в обучении позволяет решать одну из главных задач подготовки специалистов – создание условий для развития профессиональной компетентности личности, способной конкурировать на рынке труда.
Сам по себе практикоориентированный подход возник в СССР и имеет начало в деятельностном подходе. Теория деятельности или деятельностный подход – школа советской психологии, основанная С.Л. Рубинштейном и развитая А.Н. Леонтьевым на основе его интерпретации культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. В реализации деятельностного подхода в обучении главное место должны занимать не столько сами знания, а знание о том, где и каким образом их можно применить в деятельности. Деятельностный подход к обучению – это личное участие обучающегося в процессе, в котором компоненты деятельности управляются и контролируются им.
Сегодня практикоориентированной подход активно применяется в российских образовательных организациях – программы стажировок и практик, проектные работы, сотрудничество с бизнесом и государственными структурами для обеспечения студентов реальными практическими навыками. Это позволяет обучающимся не только получить теоретические знания, но и сразу же применять их на практике. Если же речь заходит о программах для взрослых, то акцент в обучении делается на решение реальных задач, с которыми обучающиеся сталкиваются в своей повседневной работе.
Распространение использования подхода связано и с многочисленными исследованиями, которые утверждают, что человек запоминает по разным данным от 10 до 15% из услышанного или прочитанного, 20-25% – из увиденного, примерно 50% из увиденного и услышанного одновременно и около 85% – из сделанного. Из чего следует довольно простой вывод: если применять полученные знания на практике, запоминается максимум информации и в разы повышается эффективность обучения.
Что же отличает практикоориентированный подход к образованию от образования с традиционными методами?
- Реальные задачи
Слушатели решают актуальные проблемы и задачи, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности – это могут быть рабочие кейсы, реальные проекты, разработки стратегий или исследовательские работы и т.д.
- Интерактивное обучение
- Сотрудничество с бизнесом и государственными структурами
Привлечение экспертов из разных областей в качестве спикеров программы, а также для организации наставничества позволяет слушателям получить ценные знания и опыт от профессионалов, а также наладить контакты с коллегами и потенциальными партнерами.
- Проектная деятельность
Обучающиеся работают над реальными проектами, часто в командах. Это помогает им развивать навыки проектного менеджмента, критического мышления и решения проблем, а также достигать поставленных целей и ориентироваться на результат.
Конечно, реализация практикоориентированного подхода требует значительных инвестиций, однако, такой подход дает реальные результаты, к которым относятся:
-
высокая мотивация участников – когда слушатели видят, как их знания применяются на практике, они становятся более заинтересованными и вовлеченными в учебный процесс;
-
подготовка к реальным профессиональным вызовам – улучшение профессиональных компетенций даже в самых узконаправленных сферах работы;
-
развитие критического мышления и навыков решения проблем – участники учатся анализировать информацию, принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Академия городских технологий «СРЕДА» реализует программы дополнительного профессионального образования с использованием практикоориентированного подхода (лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01298-77/0065939). Мы убеждены, что обучение должно быть в первую очередь практическим, поэтому мы всегда создаем условия, при которых каждый слушатель может максимально раскрыть свой потенциал и успешно достичь поставленных в обучении целей. А чтобы реализовать эффективные программы образования, АГТ «СРЕДА»:
-
разрабатывает уникальную методологию под цели и задачи заказчика;
-
применяет проектный подход, основанный на данных;
-
использует практикоориентированный подход к обучению;
-
подтверждает квалификацию слушателей удостоверением государственного образца.
Присоединяйтесь к нам и убедитесь, что практикоориентированное образование – это путь к успеху.