Речной туризм как драйвер развития индустрии

4 апреля 2025

Речной туризм становится одним из главных драйверов развития внутреннего туризма в России. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), за последние пять лет популярность этого вида отдыха выросла вдвое. Согласно Росстату, количество пассажиров, отправленных внутренним водным транспортом по туристским маршрутам, в 2023 году составило 420 тыс. человек, а в 2024 году, по оценке Росчерморфлота, это число выросло на 19%, достигнув отметки в 500 тыс. человек. Пассажиропоток на экскурсионно-прогулочных речных маршрутах в 2023 г. составил 2,3 млн человек — около 2% населения страны.

Актуальность речного туризма во многом обусловлена приоритетом развития данного направления на государственном уровне, который обозначен в:

1. Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, определяющей одной из задач «увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году», а также «создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами».

2. Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации до 2024 года, называющей круизный рынок «одним из наиболее перспективных направлений развития туризма».

3. Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, предполагающей «развитие водных маршрутов, в том числе круизного судоходства, в комплексе с расширением туристской инфраструктуры».


4. Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», выделяющей перспективные зоны для развития водного туризма.


Россия обладает благоприятными условиями для развития речного туризма: она занимает 2 место в мире по протяженности внутренних водных путей, а большая часть населения (около 90 млн чел.) проживает вдоль рек, что создает естественную базу для создания востребованных туристических речных маршрутов.

Речной туризм особенно актуален для малых городов, которые часто служат транзитными пунктами на пути к крупным туристическим локациям. Его развитие может являться отправной точкой для создания мультипликативного эффекта: роста узнаваемости города, улучшения инфраструктуры и благосостояния жителей. Так, промежуточные города становятся доминантами маршрутов. Примером служат города Углич (947 теплоходов в 2024 г.) и Мышкин (685 теплоходов в 2024 г.), которые в последние годы стабильно являются главными точками притяжения круизных теплоходов.

За период 2021–2024 гг. значительный рост количества швартовок речных судов показал город Сарапул: в 2024 г. показатель достиг 175 единиц, увеличившись в 13,5 раз.

В процессе разработки Стратегии социально-экономического развития Сарапула ключевым ориентиром стало видение жителей, которые называют свой город «речными воротами Удмуртии», а реку Каму главной ценностью. Эти смыслы были интегрированы в систему целеполагания будущей Стратегии. Увеличение вклада природно-ресурсного капитала реки в экономический рост города рассматривается как один из приоритетов.

В число предлагаемых Академией городских технологий «Среда» мер вошло повышение узнаваемости города посредством интеграции в туристические речные маршруты. Подобный подход позволит не только повысить внешний интерес к Сарапулу, но и увеличить репутационный капитал для удержания местного населения.

Основными вызовами развития речного туризма остаются:

  • неудовлетворительное состояние и устаревание флота;
  • необходимость модернизации портов;
  • потребность в развитии новых направлений;
  • уровень развития туристической инфраструктуры и разнообразия туристических продуктов в пунктах захода теплоходов.


Решение подобных задач следует закладывать в стратегических документах городов и регионов. Таким образом, речной туризм будет не просто отраслью, а инструментом развития, объединяющим природный и культурный потенциал муниципального образования и создающим основу для устойчивого экономического роста территории.

Автор: Мария Токмакова, младший аналитик АГТ «Среда»