10 мер государственной поддержки развития предпринимательства и реализации инвестиционных проектов

В современной экономике малый и средний бизнес играют ключевую роль в стимулировании развития и оказывают значительное влияние на структуру валового национального дохода. В развитых странах доля малого и среднего предпринимательства (МСП) составляет не менее 60 % от общего объема ВВП. Субъекты МСП по сути являются системообразующим элементом локальной экономики, создавая продукцию для местных рынков.

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) способствует ускоренному экономическому росту, расширению производства и услуг, насыщению местных рынков и компенсации рыночных издержек, таких как безработица и кризисы. Сектор МСП представляет огромный потенциал для оптимизации развития экономики и общества в целом, он характеризуется высокой интенсивностью использования ресурсов.

Россия имеет активный сектор МСП, но его потенциал остается не полностью реализованным. Усиление значимости малого и среднего бизнеса может способствовать решению социально-экономических проблем и стимулировать развитие регионов.

В нашей стране реализуются меру поддержки МСП на федеральном и региональном уровнях, на текущий момент их более 500. О некоторых из них расскажем ниже.

Программы государственной поддержки

Федеральные программы и их механизмы поддержки бизнеса в производственном секторе

Основным источником государственной поддержки предпринимательства в производственном секторе является Минпромторг России. Только более 160 видов субсидий проектов в производственном секторе реализуется отраслевым министерством. 

  1. Промышленная ипотека. Промышленная ипотека с господдержкой предоставляет бизнесам возможность получить кредиты на приобретение, строительство, реконструкцию или модернизацию объектов недвижимости для промышленной деятельности. В зависимости от программы максимальная процентная ставка составляет до 5 % годовых, а максимальная сумма кредита может достигать до 500 млн рублей или 1 млрд рублей, в зависимости от типа проекта.

  2. Единая лизинговая субсидия. В рамках льготного лизинга оборудования (Единой лизинговой субсидии) предприятия легкой промышленности могут получить скидку до 50 % на стоимость оборудования, приобретенного в лизинг. Субсидии предоставляются в период с 2020 по 2024 годы. Размер субсидии ограничен предельными значениями для каждой отрасли: до 200 млн рублей для оборудования легкой промышленности и до 100 млн рублей для производителей изделий из льна.

  3. Специальный инвестиционный контракт. Для поддержки инвестиций в промышленное производство предусмотрен механизм Специального инвестиционного контракта (СПИК). Этот инструмент позволяет инвесторам заключать соглашения с государством, обязавшись реализовать инвестиционные проекты. В рамках СПИК предоставляются налоговые льготы, статус «российского производителя» и возможность выхода на рынок госзаказа как «единственный поставщик» для проектов с бюджетом свыше 3 млрд рублей.

  4. Специальные налоговые послабления на ввоз технологичного оборудования. Предоставляется возможность освобождения от уплаты НДС и таможенной пошлины при ввозе оборудования, которое не имеет аналогов в РФ.

  5. Целевые программы поддержки отраслей производства. Так, например предоставляются субсидии российским производителям на возмещение потерь в доходах, связанных с производством пряжи с содержанием льна, для дальнейшей переработки на предприятиях в Российской Федерации. Размер субсидии не может превышать 15 % от стоимости реализации 1 килограмма пряжи с содержанием льна.

    Помимо вышеуказанных источников поддержки инвесторов существуют отраслевые программы, реализуемые:

    • Министерством экономического развития РФ (для проектов в туристской сфере и секторе услуг),
    • Министерством сельского хозяйства РФ (для проектов в отраслях растениеводства и животноводства).

    Государственные меры поддержки бизнеса в производственном секторе на региональном уровне

    1. Региональные фонды развития промышленности. 

    Для финансирования региональных проектов и увеличения инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации создана сеть региональных фондов развития промышленности (РФРП, регфондов). Соглашение с федеральным ФРП позволяет РФРП осуществлять совместное финансирование проектов под 1 % и 3 % годовых в рамках программ «Проекты развития», «Комплектующие изделия», «Производительность труда» и «Проекты лесной промышленности» в соотношении 90 % (федеральные средства) на 10 % (средства регионов).

    2. Региональные Корпорации развития. 

    В каждом субъекте РФ (не считая новые регионы) за последние годы были созданы институты регионального развития – корпорации развития. Их ключевой задачей является привлечение инвестиций в муниципалитеты региона, развитие предпринимательской активности на территории. Корпорации развития регионов оказывают поддержку бизнесу через содействие в обеспечении земельных участков инфраструктурой, содействию получению мер государственной поддержки. упрощения административных процедур.

    Государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса через институты развития

    Поддержка сектора малого и среднего бизнеса в России реализуется в основном через различные институты развития и льготные программы кредитования ведущих банков страны. Основными институтами развития, оказывающими поддержку малому и среднему бизнесу, являются ВЭБ.РФ и Корпорация МСП.

    1. Поддержка МСП от ВЭБ.РФ. 

    Льготное кредитование малого и среднего бизнеса по программам ВЭБ.РФ может составлять до 7 лет или до 15 лет. Для моногородов существуют специальные меры поддержки от ВЭБ.РФ, включая отсрочку основного долга до 3 лет, но не более инвестиционной фазы. Эти меры предоставляются бизнесам, не зависящим от деятельности градообразующих организаций, и предусматривают направление средств только на капитальные вложения.

    Структура финансирования в таких проектах предполагает, что кредит ВЭБ.РФ может составлять не более 80 % от общей суммы кредита. Все эти меры помогают развивать промышленность и стимулируют инвестиции в моногородах, способствуя их экономическому росту.

    2. Поддержка от Корпорации МСП. 

    Программа поддержки реализуется на платформе МСП.РФ для заключения офсетных контрактов по программе «Выращивание» Корпорации МСП. Участие в мероприятиях по «выращиванию» позволит субъектам МСП:

    • определить «точки роста» и осуществить продвижение и развитие собственных услуг и продукции, найти новые источники сбыта.
    • оптимизировать производственную систему и снизить издержки.
    • расширить и модернизировать производство, приобрести новое оборудование, получить доступ к финансовым и материальным ресурсам.
    • повысить свою конкурентоспособность и развиться до уровня квалифицированных поставщиков крупных заказчиков.
Национальная гарантийная система от Корпорации МСП. Цель национальной гарантийной системы – облегчить привлечение средств в бизнес, делая финансирование доступным через различные инструменты, включая гарантийные. Оператор Корпорация МСП расширила этот механизм, что позволило сделать кредиты доступными для многих МСП-предприятий, которым ранее они были недоступны.

Малый и средний бизнес воспользовался возможностью привлечения кредитных средств через поручительства Национальной гарантийной системы (НГС) на сумму 527 млрд рублей за первые шесть месяцев 2023 года. Этот показатель превышает прошлогодний на 225,1 млрд рублей (+74,6 %). Большая часть средств, а именно 250,3 млрд рублей, была получена микропредприятиями, малые предприятия привлекли 205,7 млрд рублей, а средние предприятия – 71 млрд рублей.

Помимо вышеуказанных институтов развития поддержку субъектов МСП осуществляют:

  • Фонд содействия инновациям для инновационно-ориентированных субъектов малого предпринимательства (поддержка высокотехнологических проектов и стартапов)
  • Российский фонд развития информационных технологий (поддержка IT-проектов)
  • Российский фонд прямых инвестиций (поддержка проектов, обеспечивающих экономический суверенитет страны в отраслях, наиболее пострадавших от санкций и ограничений)
  • Российский экспортный центр (поддержка экспортоориентированных проектов / имеющих потенциал выхода на международные рынки)
  • Региональные отделения «Мой бизнес» (сопровождение бизнеса в подготовке документов для получения мер государственной поддержки)

Вывод

Государством создана разветвленная система поддержки предпринимательства, которая зарекомендовала себя как эффективный инструмент развития малого и среднего бизнеса в регионах. Но не каждый может разобраться в существующем разнообразии мер поддержек, а текущие форматы коммуникации с инвесторами в регионах не всегда отвечают рыночной специфике. 

Для достижения поставленных целей по развитию предпринимательства до 2030 года способствует  применение разнообразных инструментов и мер поддержки. Необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности, чтобы обеспечить «акселерацию» действующих предприятий и поддержать их рост; создать условия для появления новых.

Одним из перспективных инструментов, который может содействовать развитию предпринимательства на территории, являются инвестиционные лоты. Наша компания в этом году успешно апробировала данный инструмент привлечения инвестиций на территорию. Формирование инвестиционных лотов – это процесс изучения инвестиционной площадки, проработка отраслевых рынков, определение инвестиционных проектов, которые наиболее выгодно можно реализовать на земельном участке. 

Для инвестора это исследование позволяет сформировать полную картину состояния конкретного рынка, структуру спроса и предложения, финансовую модель и возможности привлечения мер государственной поддержки.

Именно с этой целью Академия городских технологий «Среда» запустила свой новый продукт – аудит подходящих мер поддержки и подбор инвестиционной площадки для бизнеса.

Более подробно ознакомиться с услугой можно в разделе “Инвестплощадки”.


Похожие практики

Разработка проектов стратегического и территориального планирования,
социально-экономического развития территорий, исследовательские проекты.

Лучшие практики
19.09.2023
Местные сообщества: инструменты стратегического управления

На обложке – фотография одного из наших тренингов для Правительства Калининг...

01.09.2023
наш опыт разработки стратегии Нефтеюганского района ХМАО.

При разработке стратегий развития территорий часто требуется проведение сра...

02.08.2023
Выбор инвестиционной площадки – как не ошибиться

При реализации инвестиционного проекта возникают 3 ключевых вопроса: ...

01.08.2023
Всемирная карта ценностей

В 2023 году представлены результаты 7-й волны всемирного сравнительного социокульт...

13.03.2023
Как раскрыть потенциал территории и привлечь инвесторов

Разработка инвестиционных лотов — нестандартный подход от частного к общему, кот...

15.02.2023
Как выгодно инвестировать в промышленность: обзор актуальных трендов

Мы уже писали о преимуществах инвестирования в период высокой неопределённости, ...

02.11.2022
Cоциокультурное программирование

Поговорим сегодня о важном тренде — социокультурном программировании. Что делае...

11.10.2022
Инвестиции в период высокой неопределённости

Что нас не убивает, то делает нас сильнее. Каждый масштабный кризис — ...

07.10.2022
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня педагоги страны сталкиваются с серьёзным вызовом: передать детям зна...