СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня педагоги страны сталкиваются с серьёзным вызовом: передать детям знания и навыки, которыми они воспользуются в будущем, несмотря на переменчивость окружающего мира. Только представьте: поступившие в школу в 2022 году ученики выйдут на пенсию к 2080 году — сложно угнаться за временем, но можно оставаться в тренде! Что актуально сейчас?

✔️ IT–направленность образования. Тренд тем популярнее, чем активнее стало развиваться дистанционное обучение в период пандемии. Появление таких образовательных платформ и цифрового образовательного контента, как Учи.ру, ЯКласс, Сферум, а также планов Минпросвещения подключить к 2023 году все школы страны к единой цифровой образовательной среде ФГИС «Моя школа» и провести высокоскоростной интернет, лишь подчёркивают влияние информационных технологий на традиционное офлайн–образование. Поддерживают тренд и родители школьников: по данным ВШЭ, 73,5% из них пользуются электронным цифровым дневником, 50,9% контролируют получение домашних заданий, а 45,4% следят за расписанием.

✔️ Ранняя профориентация и нацеленность на практику. Согласно нашим исследованиям, 44% обучаемых желают иметь в своём учебном заведении мастерские, а 48% учителей рассматривают возможность их создания. Скажем, в школе «Алгоритм» учащиеся вместе с представителями компаний создают новые продукты, развивая реальные предпринимательские навыки. Так, школьники проводят исследовательскую работу совместно с музеем «Гараж» или помогают партнёрам придумать здоровый снэк. Подобный подход только набирает популярность: применение нового технологического образования может повысить информационную грамотность школьников на 40%, согласно ВШЭ и ЦСР.

✔️ Забота о будущем. Подготовка к стрессам будущих событий — важная ниша в современном обучении, которая позволяет школьникам овладеть необходимыми навыками и подготовиться к происходящим на протяжении жизни изменениям. Что для этого нужно? Осваивать концепцию непрерывного обучения, демонстрировать гибкость, быть открытыми новому, владеть инструментами анализа, а также стратегическим, креативным, системным, критическим мышлением. Такие качества, согласно ВШЭ и ЦСР, ученики могут натренировать в ходе проектной деятельности (коей коллеги за рубежом отдают 30% учебного плана). Сейчас решения интегрируются в связке с существующими проектами: «Школа цифрового века», «Материальная инфраструктура школы», «Равные образовательные возможности и успех каждого», «Новое технологическое образование в школе и СПО», «Развитие и поддержка талантов», «Кадры для развития образования».

✔️ Развитие талантов. На сегодняшний день охват направлений поиска и поддержки талантов расширяется, для чего ВШЭ и ЦСР разработали ряд решений: создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», привлечь ВУЗы для углублённого освоения дисциплин в школе (в том числе в онлайн–формате), усилить грантовое сопровождение развития талантов, а также предоставить льготы и бонусы для мотивации учащихся. Данная инициатива реализуется совместно с проектами «Школа цифрового века» и «Глобальные университеты и фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе». Принимают участие в усовершенствовании системы и родители: по данным ВШЭ, за 2021 год 78% школьников посещают дополнительные занятия в школе или за её пределами, 27% детей занимаются с частными преподавателями очно, а 5,5% через интернет.

✔️Модернизация роли учителя. Согласно опросу Конкурса инноваций в образовании, 55,6% участников выступают за соавторство процессов обучения и преподавания. Так, традиционная модель взаимодействия учителя с учеником трансформируется в активный диалог, построенный на взаимном уважении и интересе к личности ребёнка. Современные дети хотят видеть в педагоге партнёра, наставника, лидера, даже друга, способного вдохновить и направить на нужный путь — наше исследование это подтверждает! ВШЭ и ЦСР разработали проект, цель которого — переподготовка кадров и стимуляция освоения новых методик, технологий посредством сертификации. Это позволит не только модернизировать, но и мотивировать педагогов, гарантируя повышение заработной платы. Также реализуется программа поддержки молодых преподавателей.

✔️ Эко–направленность обучения. Школы меняются в сторону формирования у подрастающего поколения знаний, навыков и ценностей, которые позволят им вносить вклад в инклюзивное и устойчивое будущее, что, в свою очередь, даст возможность противодействовать истощению ресурсов и нанесению вреда экологии и окружающей среде. Например, школы проводят эко–баттлы, собирают макулатуру, устраивают субботники, участвуют в экологически значимых проектах. Некоторые школы практикуют осознанное партнерство с бизнес–сообществом. Так, Термальненская средняя школа на Камчатке взаимодействует с международным туристско–рекреационным кластером «Паратунка» для реализации значимых социокультурных изменений. Таким образом, учащиеся становятся частью реальных проектов преобразования территории края.

Можно с уверенностью сказать, что российская система образования активно реагирует на запросы меняющегося мира, а действующие тенденции подчёркивают важность развития направления.


Похожие практики

Разработка проектов стратегического и территориального планирования,
социально-экономического развития территорий, исследовательские проекты.

Лучшие практики
30.11.2023
Инструмент программирования будущего - стратегии социально-экономического развития территорий

Что самое главное в развитии ...

23.11.2023
Марафон «Муниципальный диалог»: итоги масштабного проекта

В 2023 году компания «СРЕДА» бы...

02.11.2023
Управление сообществами: 4 шага на пути к успеху

Есть темы, запросы на реализацию которых поступают нашей команде сразу от нес...

19.09.2023
Местные сообщества: инструменты стратегического управления

На обложке – фотография одного из наших тренингов для Правительства Калининг...

01.09.2023
наш опыт разработки стратегии Нефтеюганского района ХМАО.

При разработке стратегий развития территорий часто требуется проведение сра...

17.08.2023
10 мер государственной поддержки развития предпринимательства и реализации инвестиционных проектов

В современной экономике малый и средний бизнес играют ключевую роль в стимули...

02.08.2023
Выбор инвестиционной площадки – как не ошибиться

При реализации инвестиционного проекта возникают 3 ключевых вопроса: ...

01.08.2023
Всемирная карта ценностей

В 2023 году представлены результаты 7-й волны всемирного сравнительного социокульт...

13.03.2023
Как раскрыть потенциал территории и привлечь инвесторов

Разработка инвестиционных лотов — нестандартный подход от частного к общему, кот...