СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня педагоги страны сталкиваются с серьёзным вызовом: передать детям знания и навыки, которыми они воспользуются в будущем, несмотря на переменчивость окружающего мира. Только представьте: поступившие в школу в 2022 году ученики выйдут на пенсию к 2080 году — сложно угнаться за временем, но можно оставаться в тренде! Что актуально сейчас?

✔️ IT–направленность образования. Тренд тем популярнее, чем активнее стало развиваться дистанционное обучение в период пандемии. Появление таких образовательных платформ и цифрового образовательного контента, как Учи.ру, ЯКласс, Сферум, а также планов Минпросвещения подключить к 2023 году все школы страны к единой цифровой образовательной среде ФГИС «Моя школа» и провести высокоскоростной интернет, лишь подчёркивают влияние информационных технологий на традиционное офлайн–образование. Поддерживают тренд и родители школьников: по данным ВШЭ, 73,5% из них пользуются электронным цифровым дневником, 50,9% контролируют получение домашних заданий, а 45,4% следят за расписанием.

✔️ Ранняя профориентация и нацеленность на практику. Согласно нашим исследованиям, 44% обучаемых желают иметь в своём учебном заведении мастерские, а 48% учителей рассматривают возможность их создания. Скажем, в школе «Алгоритм» учащиеся вместе с представителями компаний создают новые продукты, развивая реальные предпринимательские навыки. Так, школьники проводят исследовательскую работу совместно с музеем «Гараж» или помогают партнёрам придумать здоровый снэк. Подобный подход только набирает популярность: применение нового технологического образования может повысить информационную грамотность школьников на 40%, согласно ВШЭ и ЦСР.

✔️ Забота о будущем. Подготовка к стрессам будущих событий — важная ниша в современном обучении, которая позволяет школьникам овладеть необходимыми навыками и подготовиться к происходящим на протяжении жизни изменениям. Что для этого нужно? Осваивать концепцию непрерывного обучения, демонстрировать гибкость, быть открытыми новому, владеть инструментами анализа, а также стратегическим, креативным, системным, критическим мышлением. Такие качества, согласно ВШЭ и ЦСР, ученики могут натренировать в ходе проектной деятельности (коей коллеги за рубежом отдают 30% учебного плана). Сейчас решения интегрируются в связке с существующими проектами: «Школа цифрового века», «Материальная инфраструктура школы», «Равные образовательные возможности и успех каждого», «Новое технологическое образование в школе и СПО», «Развитие и поддержка талантов», «Кадры для развития образования».

✔️ Развитие талантов. На сегодняшний день охват направлений поиска и поддержки талантов расширяется, для чего ВШЭ и ЦСР разработали ряд решений: создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», привлечь ВУЗы для углублённого освоения дисциплин в школе (в том числе в онлайн–формате), усилить грантовое сопровождение развития талантов, а также предоставить льготы и бонусы для мотивации учащихся. Данная инициатива реализуется совместно с проектами «Школа цифрового века» и «Глобальные университеты и фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе». Принимают участие в усовершенствовании системы и родители: по данным ВШЭ, за 2021 год 78% школьников посещают дополнительные занятия в школе или за её пределами, 27% детей занимаются с частными преподавателями очно, а 5,5% через интернет.

✔️Модернизация роли учителя. Согласно опросу Конкурса инноваций в образовании, 55,6% участников выступают за соавторство процессов обучения и преподавания. Так, традиционная модель взаимодействия учителя с учеником трансформируется в активный диалог, построенный на взаимном уважении и интересе к личности ребёнка. Современные дети хотят видеть в педагоге партнёра, наставника, лидера, даже друга, способного вдохновить и направить на нужный путь — наше исследование это подтверждает! ВШЭ и ЦСР разработали проект, цель которого — переподготовка кадров и стимуляция освоения новых методик, технологий посредством сертификации. Это позволит не только модернизировать, но и мотивировать педагогов, гарантируя повышение заработной платы. Также реализуется программа поддержки молодых преподавателей.

✔️ Эко–направленность обучения. Школы меняются в сторону формирования у подрастающего поколения знаний, навыков и ценностей, которые позволят им вносить вклад в инклюзивное и устойчивое будущее, что, в свою очередь, даст возможность противодействовать истощению ресурсов и нанесению вреда экологии и окружающей среде. Например, школы проводят эко–баттлы, собирают макулатуру, устраивают субботники, участвуют в экологически значимых проектах. Некоторые школы практикуют осознанное партнерство с бизнес–сообществом. Так, Термальненская средняя школа на Камчатке взаимодействует с международным туристско–рекреационным кластером «Паратунка» для реализации значимых социокультурных изменений. Таким образом, учащиеся становятся частью реальных проектов преобразования территории края.

Можно с уверенностью сказать, что российская система образования активно реагирует на запросы меняющегося мира, а действующие тенденции подчёркивают важность развития направления.


Похожие практики

Разработка проектов стратегического и территориального планирования,
социально-экономического развития территорий, исследовательские проекты.

Лучшие практики
02.11.2022
Cоциокультурное программирование

Поговорим сегодня о важном тренде — социокультурном программировании. Что делае...

11.10.2022
Инвестиции в период высокой неопределённости

Что нас не убивает, то делает нас сильнее. Каждый масштабный кризис — ...

06.04.2021
ПЕШЕХОДНАЯ ДОСТУПНОСТЬ ГОРОДА: ОПЫТ КИТАЯ

Ориентация на пешеходную доступность набирает популярность во всем мире, но вот в...

11.03.2021
Интеграция рекламы в городское пространство: опыт IKEA

Наружная реклама уже давно стала неотъемлемой частью городского пространств...

25.02.2021
Гастрономический туризм. Казань – «вкусная столица России»

Нематериальное культурное наследие становится всё более ценным ресурсом для ...

17.02.2021
Суперкварталы Барселоны

Может ли город существовать без машин? Вот в Барселоне уверены, что да! Еще в 2016...

17.02.2021
Зеленая столица Европы 2021

Цели ООН в области устойчивого развития являются призывом к действию, стимули...

22.10.2020
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»: пора начинать действовать

Ростуризм направил новый национальный проект «Туризм и индустр...

ПРОГНОЗ БЕЗРАБОТИЦЫ ПОСЛЕ СНЯТИЯ КАРАНТИНА

ООН прогнозирует до 195 млн безработных в мире уже во втором ква...