Мастер-планы и комплексное развитие: новый вектор для российских городов

В соответствии с подпунктом «г» пункта 21 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 г. № Пр-616 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. предусмотрена разработка, утверждение и реализация мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития для не менее 200 крупных и малых городов, городских агломераций.

При этом перечень таких территорий, для которых будут разрабатываться указанные документы, должен быть сформирован Правительством Российской Федерации совместно с исполнительными органами субъектов РФ до 1 августа 2024 года.

Следует отметить, что в стране уже есть положительный опыт разработки мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития для территорий (в частности, на Дальнем Востоке). Например, в 2023 году для более чем 20 дальневосточных городов и агломераций были официально утверждены планы комплексного социально-экономического развития (см. распоряжения Правительства РФ от 31.07.2023 г. № 2058-р и от 29.12.2023 г. № 4073-р). Синхронно разрабатывались и мастер-планы для этих территорий.

Можно предложить, что подход к содержанию и наполнению таких документов в 2024 году будет близок к тому, который был реализован в 2023 году.

Утвержденных требований к содержанию планов комплексного социально-экономического развития на данный момент нет. Однако, ориентируясь на утвержденные в 2023 году аналогичные документы для дальневосточных территорий, можно предположить, что такой план комплексного социально-экономического развития будет представлять собой довольно сжатый, но очень емкий документ, содержащий следующую информацию:

-       показатели социально-экономического развития территории (с прогнозом на 2030 г. и / или на 2036 г.);

-       организационные мероприятия по развитию территории;

-       мероприятия по развитию инфраструктуры (мероприятия по строительству и реконструкции объектов инфраструктуры с указанием стоимости, сроков реализации, ответственных исполнителей и источников финансирования).

Утвержденные требования к содержанию мастер-планов также отсутствуют. Однако существует разработанный (но не утвержденный) «Национальный стандарт мастер-планов», разработанный по заказу ВЭБ.РФ (https://вэб.рф/natsionalnyy-standart-master-planov/).

Таким образом, в 2023 – 2024 гг. наблюдаться планомерное расширение применения мастер-планов и планов комплексного социально-экономического развития для планирования развития территорий в стране. Возможно, через некоторое время эта практика распространится на ещё большее число территорий (помимо тех, которые будут определены до 1 августа 2024 г.). При этом, можно предположить, что эти виды документов найдут отражение в федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ и в Градостроительном кодексе РФ, которые определяют виды документов стратегического и территориального планирования (в том числе, муниципальных образований) в России.

Однако на данный момент данные виды документов отсутствуют как федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, так и в Градостроительном кодексе РФ.

Вместе с тем, тенденция повышения внимания к пространственной и инфраструктурной составляющей документа планирования развития территории не вызывает сомнений, поскольку именно на это нацелены мастер-планы и планы комплексного социально-экономического развития, которые были уже разработаны в 2023 году.

В связи с этим, представляется важным уже сегодня включать в стратегии социально-экономического развития тех муниципальных образований, которые еще не вошли в указанный перечень не менее 200 территорий, такие разделы о планировании развития пространства и инфраструктуры на территории.

Аналитики «СРЕДЫ» тщательно изучили имеющийся опыт создания мастер-планов, стратегические документы и делятся экспертизой на вебинарах и выступлениях. Наша команда также имеет большой опыт разработки стратегических документов для муниципалитетов.

Учитывая возрастающий к этой теме интерес, мы подготовили по ней ряд полезных материалов. В первом из них содержатся ответы на частые вопросы участников вебинаров по мастер-планированию.

------------------------

Как увязаны между собой стратегия социально-экономического развития и мастер-план? Может ли мастер-план заменять собой стратегию СЭР?

Учитывая положения действующего законодательства и сложившую практику, можно определить назначение этих видов документов следующим образом:

Основное назначение стратегии социально-экономического развития (далее также – СЭР) муниципального образования – определить цели социально-экономического развития всего муниципального образования в целом, установить измеримые количественные или однозначно трактуемые качественные целевые показатели, привязав их к определенным периодам времени в будущем.

Основное назначение мастер-плана (на практике может иметь другие названия, например, концепция пространственного развития) – задать для целей, установленных в стратегии социально-экономического развития, более конкретное территориально-пространственное выражение. То есть, целеполагание в рамках мастер-плана часто привязывается не ко всему муниципальному образованию в целом (как это должна сделать стратегия СЭР в минимальном своем содержании), а к отдельным частям территории этого муниципального образования. В частности, целевые показатели, установленные в стратегии СЭР для всего муниципального образования, в мастер-плане могут быть разделены на несколько частей и привязаны к отдельным частям территории или, иногда, к конкретным объектам капитального строительства, инвестиционным проектам.

В отношении будущего положения стратегий СЭР и мастер-планов муниципальных образований в системе документов планирования развития территорий в экспертном сообществе существует несколько точек зрения. Одна из них – о возможной замене в будущем и стратегии СЭР, и документа территориального планирования муниципального образования (генерального плана городского округа или поселения, схемы территориального планирования муниципального района) на один документ – мастер-план муниципального образования.

Однако на данный момент в действующем законодательстве соответствующие положения отсутствуют. В современных условиях представляется более рациональным ориентироваться на условия действующего законодательства, например – на разработку стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, которые могут содержать в себе, в том числе, основные ориентиры пространственного развития.

 Запрос на экспертное видение относительно состава документов перспективного развития. Не считаете избыточным наличие большого количества документов: мастер-план, стратегия, СТП, генплан и т.д.?

Применение на практике одновременно стратегии СЭР, генерального плана и потенциально мастер-плана является возможным и не будет избыточным при соблюдении следующих условий:

- все документы планирования закреплены в правовом поле;

- вид и формат решений о развитии территории у каждого документа свой, то есть исключено дублирования содержания;

- определены однозначные правила перевода решений одного документа в решения другого документа без потери смысла и с обеспечением прироста детальности таких решений;

- определен четкий порядок подготовки и утверждения документов. Наилучший вариант – практически синхронная разработка всех документов с обеспечение тесного взаимодействия всех членов коллектива такого комплексного проекта.

 Дополнительно поясним, о каких видах решений идет речь:

Последовательность принятия долгосрочных стратегических решений должна включать в себя цепочку следующих видов решений в определенном формате: 

1. Определение долгосрочных целей и целевых показателей социально-экономического развития для всего муниципального образования. Минимально достаточный формат описания решения – текст, таблицы.

2. Детализация («разукрупнение») значений целевых показателей (см. п. 1) на фрагменты для отдельных частей территории различного преобладающего назначения (например, в какой части территории должно быть создано больше рабочих мест разных видов экономической деятельности, а в какой – больше мест для проживания граждан). Минимально достаточный формат описания решения – текст, таблицы в разрезе выбранных частей территории, справочный материал для лучшего представления привязки показателей – схемы территории (без жесткого соблюдения масштаба и других картографических требований).

3. Определение инвестиционных проектов по созданию или реконструкции объектов капитального строительства различного назначения (улично-дорожная сеть, сети коммунальной инфраструктуры, производственных объекты, общественно-деловые объекты и др.), технические параметры по своей мощности (вместимости, пропускной способности и др.) обеспечат все инфраструктурные и пространственные условия для достижения целевых показателей, установленных применительно к отдельным частям территории (см. п. 2). Минимально достаточный формат описания решения – текст, таблицы, схемы и карты.

 В настоящее время ситуация по п. 1 обеспечивается в основном стратегией СЭР.

П. 3 реализуется в рамках документов территориального планирования (в том числе, генеральных планов), а также в связанных с ними государственных и муниципальных программах (согласно ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).

Наиболее сложная ситуация сегодня касается п. 2, то есть перевода решений из п.1 в детальные пространственные решений п. 3.

П. 2 сегодня может реализовываться в виде, например, параметров функциональных зон в составе материалов генерального плана (в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ). Но состав параметров функциональных зон строго не закреплен, поэтому фактически нельзя гарантировать обеспечение количественной преемственности решений из п. 1 в пространственном разрезе в п. 2.

Отсюда возникает потребность сделать выполнение решений п. 2 однозначно обязательным, включив его процесс подготовки какого-либо из документов.

Эту роль может выполнить мастер-план, который сегодня отсутствует в правовом поле. Либо уже сейчас в рамках действующего законодательства эту функцию может взять на себя, например, стратегия социально-экономического развития.

 Как включить в документы стратегического планирования, разработанные в рамках государственных и муниципальных программ, мастер-планы в условиях отсутствия понятия в № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»?

Да, в рамках действующей редакции федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" N 172-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ включить мероприятия, предусмотренные мастер-планом в государственную или муниципальную программу, представляется трудным. В будущем, если в указанный закон и/или в Градостроительный кодекс РФ будут внесены изменения в части включения мастер-плана муниципального образования в состав документов стратегического планирования или, например, территориального планирования, использование муниципальных и государственных программ для обеспечения реализации мероприятий мастер-плана станет возможным.

Вместе с тем, на данный момент учёт пространственного и инфраструктурного аспектов развития территории, которые характерны для мастер-плана, может быть реализован в рамках содержания стратегии муниципального образования. Проекты, содержащиеся в такой стратегии, могут быть реализованы в рамках государственных и муниципальных в соответствии с действующей редакцией федерального закона № 172-ФЗ.


Другие новости

26.09.2024
Базовая роль стратегий социально-экономического развития муниципальных образований в разработке документов территориального планирования муниципальных образований

В мае 2024 года были утверждены «Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)» (приказ Минэкономразвития России от 06.05.2024 № 273).

04.09.2024
Команда Академии городских технологий «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела круглый стол для участников программы «Гостеприимные города»

Проект реализуют  ВЭБ.РФ и Московская школа управления Сколково при поддержке Минэкономразвития РФ

04.09.2024
Юлия Зубова выступила модератором проектно-аналитической сессии, прошедшей на полях ВЭФ

На мероприятии обсудили противопаводковые мероприятия и вопросы обращения с ТКО

03.09.2024
Академия городских технологий «Среда» участвует в мероприятиях Восточного экономического форума

Он проходит на острове Русский во Владивостоке

29.08.2024
Юлия Зубова выступила на заседании круглого стола «Роль социального фактора и демографии в устойчивом развитии мегаполисов и регионов БРИКС»

Генеральный директор Академии городских технологий «Среда» презентовала участникам встречи проект ВАРМСУ «Муниципальный диалог»

28.08.2024
Руководитель Академии «Среда» провела стратегическую сессию на Международном муниципальном форуме стран БРИКС

Участники сессии обсудили современные тренды развития партнерских отношений и сотрудничества между городами и регионами БРИКС

16.08.2024
Юлия Зубова представила руководству федеральных министерств резолюцию по развитию опорных населенных пунктов

Генеральный директор Академии городских технологий «СРЕДА» выступила на форуме «Опорные города России» в Минусинске

14.08.2024
Академия «СРЕДА» провела стратегическую сессию в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2024»

В мероприятии приняли участие главы муниципальных образований

08.08.2024
Академия «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела вебинар «Туризм как драйвер развития территории: тенденции, вызовы и новые возможности»

К образовательному мероприятию присоединились более 500 участников из разных регионов