Тротуары в тренде: как стремление к пешеходной доступности меняет города?

20 марта 2025

Обращали внимание, как к описанию пешеходных пространств прибегают известные поэты и писатели? «Тротуары. пешеходов. расплескивают на асфальт», – писал, например, Владимир Маяковский. А Иосиф Бродский подмечал: «…стоят дома в прищуренных глазах, и мимо них уже который год по тротуарам шествие идет». Или вот у Чарльза Диккенса описание улиц и тротуаров Лондона вырастало до метафоры социального неравенства: грязные узкие дорожки в бедных районах контрастируют с широкими чистыми улицами богатых кварталов.

Тротуары – не просто дорожки для пешеходов, это пространства, которые формируют нашу жизнь в городе. Они влияют на социальную активность, экономику, экологию, здоровье. И если дороги – это артерии городской инфраструктуры, то что же такое тротуары, как не ее капилляры? Это места, где город дышит, живет и меняется. По ним люди спешат на работу, гуляют с детьми, встречаются с друзьями.

Сегодня все больше городов по всему миру делают ставку на повышение пешеходной доступности. И это не просто мода, а осознанная необходимость, продиктованная запросами жителей, экологическими вызовами и стремлением к созданию комфортной среды. Разберем несколько современных мировых трендов, а также обратимся к практическому опыту Академии «Среда».

Пешеходная доступность: мировая практика

Суперкварталы (кат. Superilles, или англ. Superblocks) в Барселоне:

В 2016 году в Барселоне запустили новаторскую модель городского планирования – суперкварталы. Эта инициатива была частью стратегии местных властей по борьбе с интенсивным автотрафиком, шумом, загрязнением воздуха и дефицитом зеленых насаждений.

Суперкварталы – смелый пример урбанистической трансформации, при которой группы городских «блоков» превращаются в пешеходные зоны. Въезд транспорта полностью не запрещен, но меняется порядок его движения.

Выглядит это примерно так: суперквартал объединяет 9 обычных кварталов (примерно 400×400 метров). Сквозное движение транспорта разрешено только по периметру суперквартала, чтобы водители могли объезжать «острова». Въезд машин в суперквартал полностью не запрещен, но порядок движения внутри строг: скорость ограничена 10-20 км/ч. Приоритет отдается пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. Чтобы сделать пространство более приятным и привлекательным, внутри увеличено количество деревьев, скамеек, велосипедных дорожек и игровых площадок. В столице Каталонии, по данным Института глобального здоровья Барселоны (ISGlobal), после внедрения суперблоков выбросы углекислого газа сократились на 20%.

В планах городских властей – расширить к 2030 году Plan Superilla Barcelona и охватить почти все пространство мегаполиса (в проекте значится увеличение доли пешеходных зон до 80%). Правда, у этой идеи есть и активные критики, которые указывают на значительный рост автомобильного трафика на границах подобных суперблоков и неравномерное распределение социальных благ: жители менее обеспеченных районов жалуются на недостаток инфраструктуры.

Концепция «15-минутных городов» (фр. Ville du quart d’heure) в Париже:

Концепция суперкварталов привлекает внимание во всем мире, вдохновляя на подобные проекты и другие города. И все же каждый мегаполис адаптирует идею в соответствии с собственными потребностями, культурой и климатом.

Так, Париж представил концепцию «15-минутных городов», по которой все объекты, связанные с повседневными потребностями, должны находиться в нескольких минутах ходьбы или езды на велосипеде. Эту модель разработал франко-колумбийский ученый – профессор Сорбонны Карлос Морено. По его замыслу, «15-минутный город» – это город, у жителей которого есть доступ к большинству сервисов и услуг в шаговой доступности.

Морено выделяет 6 основных городских функций, которые должны быть обеспечены в пределах 15-ти минут: проживание (жилье), работа (рабочие места), розничная торговля, здравоохранение, образование, досуг.

Кстати, в 2023 году вышла книга профессора под названием «The 15-Minute City: A Solution to Saving Our Time and Our Planet» (на русском ее пока не издавали), в которой он подробно описывает свою концепцию.

Идея Морено изначально была нацелена на решение экологических задач. Однако настоящим толчком к выбору подобной стратегии послужила пандемия. Для противодействия коронавирусу было важно снизить нагрузку на общественный транспорт и заставить людей реже ездить в центр города. Идеологом этой концепции сегодня выступает мэр Парижа Анн Идальго.

Копенгаген как лаборатория урбанистики:

Столица Дании – один из самых пешеходных городов в мире. Кстати, не так давно здесь также заинтересовались концепцией барселонских суперрайонов, но решили миксовать ее с другими городскими инновациями. Так, в Копенгагене тротуары интегрируют в природные ландшафты, чтобы снижать нагрузку на экосистему. Копенгаген совмещает свою знаменитую велосипедную инфраструктуру с зелеными насаждениями, чтобы создать более пригодные для жизни районы. По данным Copenhagen Municipality Bicycle Account (2022), в городе 49% всех поездок на работу/учебу совершаются на велосипеде, а если добавить сюда пешие прогулки, то показатель отказа от авто превысит 60%.

Городская сеть велодорожек протянулась примерно на 400 км, включая выделенные полосы, мосты и тоннели, предназначенные исключительно для велосипедистов. Такая инфраструктура интегрирована и с общественным транспортом: на станциях метро и в поездах есть специальные места для велосипедов – кстати, подобная схема сегодня активно внедряется и в России.

Концепция Stay Healthy Streets в Сиэтле:

Еще одна инициатива, получившая поддержку в 2020 году в период пандемии, – Stay Healthy Streets («Здоровые улицы») в Сиэтле. Ее целью было создание безопасных пешеходных и велосипедных зон, где люди могли бы гулять, заниматься спортом и перемещаться, соблюдая социальную дистанцию во время COVID-19. Проект получил широкую поддержку у жителей, и 20 миль улиц, закрытых для автомобильного движения, превратились в популярные места для прогулок и активного отдыха.

Однако этот проект являлся временным экспериментом, его остановили летом 2024 года, несмотря на то, что многие жители выступали за сохранение пешеходных зон. И все же инициатива Stay Healthy Streets не исчезла бесследно: она вдохновила на другие идеи, направленные на улучшение пешеходной и велосипедной инфраструктуры города. В Сиэтле продолжают развивать сеть велодорожек и зон с ограниченным автомобильным движением.

Из практики Академии городских технологий «Среда»

Проект по созданию туристического кода села Большое Болдино (Нижегородская обл.):

Проект формирования туристского центра Большое Болдино вдохновлен наследием великого русского поэта Александра Пушкина. Родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии (ныне Нижегородской области) было для Александра Сергеевича местом вдохновения и творческой продуктивности. В нашем проекте заложена идея о гармоничном сочетании истории, культуры и современного благоустройства. Это не просто создание комфортной среды для туристов и местных жителей, но и глубокое погружение в атмосферу пушкинской эпохи, где каждый элемент продуман до мелочей.

Колористика, формообразование и символика маршрута вдохновлены материальным и нематериальным наследием великого поэта. Здесь каждая деталь становится частью общего художественного замысла. Проект предлагает не только безопасные и удобные дороги для пешеходов и велосипедистов, но и создает связность между ключевыми точками туристского центра, превращая территорию в единое пространство для прогулок, открытий и вдохновения.

Проект предлагает три основных маршрута: Пешеходный бульвар, Тропа «История села» и Березовая аллея. Эти пути соединяют Музей-заповедник, гостиницу и Научно-культурный центр. Большое Болдино становится местом, где можно не только отдохнуть, но и погрузиться в мир великих произведений благодаря тонким отсылкам, зашифрованным в элементах благоустройства, малых архитектурных формах и арт-объектах. Здесь каждый шаг – это встреча с историей, а каждый поворот пешеходных дорожек – новое открытие.

Одной из самых ярких идей проекта является квест «Открой тайну Болдинской осени». Туристам предлагается собрать 68 отсылок к произведениям Пушкина, написанным в Болдине, чтобы получить доступ к «источнику вдохновения». Этот интерактивный подход превращает прогулку в увлекательное приключение, где каждый может почувствовать себя исследователем.


Проект также предусматривает создание событийных площадок, которые станут местом проведения фестивалей, ярмарок и других культурных мероприятий. Базарная площадь, Площадь Событий, Молодежный сквер и Зимний двор – это пространства, где оживает история, а современные технологии и инфраструктура делают их удобными для гостей и жителей.

Для детей предусмотрена тематическая игровая площадка «Сказки Пушкина», где маленькие посетители могут погрузиться в мир любимых произведений.

Важным элементом проекта является архитектурная подсветка памятников и исторических зданий, которая подчеркивает их красоту и создает особую атмосферу для прогулок в вечернее время. Часовня Архангела Михаила, Успенская церковь и другие объекты становятся частью единого светового сценария, который добавляет волшебства и уюта и сопровождает прогуливающихся на протяжении всего маршрута.

Этот проект – не просто благоустройство территории, это создание живого, дышащего историей пространства, где прошлое встречается с настоящим. Большое Болдино становится не только туристическим центром, но и местом, где история оживает, а вдохновение становится частью повседневности.

Проект в Пыть-Ях (ХМАО – Югра):

В этом проекте перед нами стояла задача – разработать экономическое обоснование для развития одного из важнейших рекреационных объектов в городе Пыть-Ях: территории действующего Парка культуры и отдыха «Северное сияние», а также ЗВПЦ «Витязь», Этнографического музея и прилегающих территорий МАУК «МКЦ «Феникс».

В ходе работ мы провели общий анализ функционального окружения и расположения парка, социальной инфраструктуры и демографической обстановки, текущей экономической активности в городе. Также изучили проекты создания городских общественных пространств в ближайших городах, проанализировали потенциальный спрос как со стороны жителей, так и со стороны туристов, посещающих Пыть-Ях. Определили степень транспортной доступности территории проектирования, уровень состояния инженерной инфраструктуры, основные ограничения и вызовы для дальнейшего развития территории.

Важная особенность этого проекта заключалась в необходимости обеспечить круглогодичное использование большого открытого общественного пространства в природно-климатических условиях северного города. Мы учли потребность населения города и, что также немаловажно, близлежащих населенных пунктов в организованных рекреационных пространствах.

В ходе проектного этапа мы сформировали 4 сценария развития парка, провели их сравнительный анализ по основным социально-экономическим эффектам и остановились на ключевом, в рамках которого и разработали предложения по необходимым решениям и затратам на реализацию.

Ключевой сценарий развития парка предполагает создание 14 новых объектов и зон: событийной площади, зоны воркаута и тренажеров, детской площадки, благоустроенной набережной, зоны тихого отдыха у воды, смотровой площадки, центральной аллеи и других пространств.

При этом дополнительный импульс к развитию получают уже существующие объекты и зоны: пляж, горнолыжный спуск, ПКиО «Северное сияние», веревочный парк, этнографический музей, ЗВПЦ «Витязь».

Подготовленное Академией «Среда» экономическое обоснование может стать важным инструментом для дальнейшей разработки в том числе мастер-плана города.

Наша команда внимательно следит за трендами, лучшими отечественными и мировыми практиками. В своих проектах мы стараемся предлагать решения, которые наиболее гармоничным образом помогают выстраивать городские пространства.