Социокультурное программирование: ключ к развитию территорий

8 июля 2024
Реализовать проекты по развитию территорий без социокультурной составляющей невозможно. Территории – это, в первую очередь, люди, которые здесь живут. Именно на них отражаются все происходящие изменения. Для того, чтобы территории развивались, нужно учесть интересы всех пользователей пространства: их потребности, ценности, образ жизни.

Охватить все аспекты помогает социокультурное программирование, способное возрождать территории, привлекать новых жителей и туристов, развивать бизнес и повышать качество городской среды.

Анализ территории позволяет уже на начальном этапе спрогнозировать различные сценарии ее развития и выбрать такой, чтобы все участники чувствовали себя комфортно.

Что делает территорию привлекательной? Этот вопрос правильно сразу адресовать жителям. Именно запросы населения определяют направления развития города, который, в свою очередь, должен своевременно на них отреагировать, в том числе предоставлять услуги, позволяющие жителям развиваться как физически, так и ментально.

Какие же факторы важно учитывать при планировании социокультурной программы города?

Всесезонность. Сценарии активности человека напрямую зависят от погоды, сезона или времени суток, поэтому важно учитывать все форматы: от повседневных маршрутов до городских мероприятий. Благодаря грамотно проведенному предпроектному анализу, можно не только научиться «управлять погодой», но и создавать новые точки притяжения для местных жителей и гостей города.

Идентичность территории. Правильно расставленные акценты на уникальных культурно–исторических особенностях региона способны работать как на внутреннего, так и внешнего жителя. Идентичность города – это не только ценный туристический ресурс территории, составляющий важную часть её бренда, но и необходимое условие для формирования чувства укоренённости и привязанности у местных жителей.

Принцип разнообразия. Одна из главных потребностей городского жителя – потребность разнообразного проведения досуга. Отсутствие культурно-развлекательных функций или превалирование только одной – например, исключительно жилой или производственной – приводит к «вымиранию» города или отдельных его территорий в определённые часы. В то же время пространства, предоставляющие возможность различного времяпровождения, служат центром сосредоточения социального и культурного капитала, привлекательны как для местных жителей, так и туристов, способствуют развитию местного бизнеса.

Вовлечение жителей. Самое главное — это люди, а именно, их потребности, которые необходимо учитывать при планировании социокультурной программы города. Вовлечение в планирование гарантирует создание пространств и мероприятий, востребованных среди населения, способствует формированию местного сообщества и росту культуры участия в принятии городских решений.

Для тех, перед кем сейчас стоит задача развития территорий, и кто хочет погрузиться в тему социокультурного программирования, мы организовали бесплатный вебинар «Социокультурное программирование как ключевой ресурс трансформации территории». Он пройдет 11 июля с 10:00 до 11:00 по московскому времени.

Приглашаем на вебинар. Регистрация на мероприятие идёт здесь.