Национальные цели развития РФ: 5 важных для органов власти направлений

Президент России Владимир Путин 7 мая 2024 года подписал Указ о национальных целях развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

 

В документе определены 7 основных целей, а также задачи и целевые показатели, которые предстоит достичь. Указ размещён (http://www.kremlin.ru/acts/news/73986) на сайте главы государства.

 

Мы выделили 5 важных для органов государственной и муниципальной власти направлений, которые требуют первоочередного внимания и будут актуальны в самом ближайшем будущем и в десятилетней перспективе.

 

1.     Актуализация документов стратегического планирования.

Все документы стратегического планирования (разрабатываемые в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») и документы территориального планирования (разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) необходимо привести в соответствие с установленными национальными целями, задачами и целевыми показателями.

 

В частности, это будет касаться стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку необходимо обеспечить преемственность целеполагания и планирования мероприятий на региональном и местном уровне по отношению установленным национальным целям.


В целом, при корректировке существующих или разработке новых стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований будет необходимо обратить внимание на следующие ключевые аспекты:

 

-       Структура и содержание целей, задач и целевых показателей стратегий СЭР в субъектах РФ и муниципальных образованиях должны быть приведены в соответствие с установленными национальными целями, их задачами и целевыми показателями.

-       Сроки реализации документов стратегического планирования должны быть установлены до 2036 года и более, с как минимум одним промежуточным этапом реализации – в 2030 году.

При этом сроки реализации документов стратегического планирования и документов территориального планирования целесообразно синхронизировать, поскольку территориальное планирование обеспечивает пространственную проекцию целей и показателей развития территории, установленных в документах стратегического планирования.

 

В частности, поскольку генеральные планы городских округов, муниципальных округов и поселений утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (см. ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ), то в некоторых стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований возможно установление более значительных сроков реализации (например, 2046 год) с установлением как минимум двух промежуточных этапов реализации – 2030 год и 2036 год.

 

-       Значения целевых показателей в документах стратегического планирования должны будут рассматриваться как вклад данного субъекта РФ или муниципального образования в достижение национальных целей. В связи с этим, предстоит серьезная работа по обоснованию значений целевых показателей на региональном и муниципальном уровнях.

 

-       Повышение производительности труда, вероятно, будет базисной комплексной идеей, «ведущей линией» при разработке экономической части документов стратегического планирования, которая будет влиять на определение значений многих целевых показателей и задавать ориентиры при выборе «проектов-драйверов», требующих повышенного внимания высших должностных лиц субъектов РФ.

 

-       Застройка в городах, агломерациях и опорных населенных пунктах будет расти. На это указывает ряд целевых показателей и задач. В частности, предусмотрено повышение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни при одновременном росте жилищной обеспеченности.

Все это потребует своевременной корректировки (или разработки новых) документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований и, возможно, мастер-планов (с учетом недавно разработанного по заказу ВЭБ.РФ методического документа «Национальный стандарт мастер-планов» (https://вэб.рф/natsionalnyy-standart-master-planov /)).

Безусловно, такие изменения в объемах строительства отразятся и на целевых показателях, включаемых в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

 

2.     Развитие малых городов, опорных населенных пунктов, исторических поселений.

В Указе предусмотрено несколько задач по улучшению качества среды и инфраструктуры в небольших населенных пунктах, а также несколько крайне важных задач в сфере сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры, решение которых в малых городах и сельских населенных пунктах сегодня представляется наиболее важным. Все это в совокупности с задачами по наращиванию объема производства и экспорта продукции агропромышленного комплекса выводит значимость развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий на новый уровень.

 

В связи с этим, разработка долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий во многих субъектах РФ сегодня приобретает особую актуальность.

 

3.     Улучшение инвестиционного климата как условие роста и обновления основного капитала.

Указом предусмотрено увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата.

 

Задачи по улучшению инвестиционного климата остаются высоко актуальными с учетом по реализации регионального инвестиционного стандарта и муниципального инвестиционного стандарта.

 

В этой связи, в субъектах РФ и муниципальных образованиях важно продолжать и развивать работу по сокращению инвестиционного цикла, построению систем оперативного получения обратной связи от инвесторов и предпринимателей, созданию эффективных инвестиционных порталов и инвестиционных карт и формированию глубоко проработанных («коробочных») инвестиционных предложений для ускорения принятия инвесторами решений об участии в наиболее значимых для территории проектах (например, в формате «инвестиционных лотов», доступных на инвестиционном портале субъекта РФ).

 

4.     Развитие кадрового потенциала страны

В Указе большое внимание уделено профессиональному образованию, развитию кадрового потенциала в самых различных областях, профессиональной переподготовке и повышению квалификации работающих граждан.

 

Отдельно следует отметить задачи по развитию кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по повышению уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих.

 

В связи с этим, большую актуальность приобретают образовательные программы для государственных и муниципальных служащих, содержание которых соответствует стратегическому вектору развития страны и может гибко адаптироваться под конкретные запросы с учетом специфики той или иной территории.

 

5.     Рост туристической отрасли

К 2030 предусмотрено увеличение доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5%, а экспорта туристических услуг – в 3 раза (по сравнению с уровнем 2023 года).

 

В этой связи большое значение, вероятно, будут иметь те сферы государственной политики, которые сейчас реализуются в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федеральных проекта «Экспорт медицинских услуг».

 

Соответственно, для субъектов РФ и муниципальных образований сохраняют и повышают свою актуальность такие инструменты локального планирования развития условий для туризма как планы развития туристских территорий (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р), программы развития территории туристского центра города (в соответствии с п. 4.3 приказа Минэкономразвития России от 22.01.2024 N 27) и туристские коды исторических центров городов (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 г. № 2581).

 

Мы привели ключевые направления, которые требуют внимания уже сейчас, и на которые будет обращено внимание аналитиков Академии «СРЕДА» при разработке документов стратегического планирования для территорий. При работе с органами власти наша команда всегда учитывает национальные цели, а разрабатываемые проекты обязательно содержат мероприятия по их достижению.

 

Большой опыт в сфере профессионального образования, привлечения инвестиций, развития туризма и разработки стратегических документов позволяет нам предлагать эффективные решения для развитий территорий.

 

Мы говорим на одном языке с органами власти, разделяем их стремления и помогаем воплощать их в жизнь.


Другие новости

04.09.2024
Команда Академии городских технологий «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела круглый стол для участников программы «Гостеприимные города»

Проект реализуют  ВЭБ.РФ и Московская школа управления Сколково при поддержке Минэкономразвития РФ

04.09.2024
Юлия Зубова выступила модератором проектно-аналитической сессии, прошедшей на полях ВЭФ

На мероприятии обсудили противопаводковые мероприятия и вопросы обращения с ТКО

03.09.2024
Академия городских технологий «Среда» участвует в мероприятиях Восточного экономического форума

Он проходит на острове Русский во Владивостоке

29.08.2024
Юлия Зубова выступила на заседании круглого стола «Роль социального фактора и демографии в устойчивом развитии мегаполисов и регионов БРИКС»

Генеральный директор Академии городских технологий «Среда» презентовала участникам встречи проект ВАРМСУ «Муниципальный диалог»

28.08.2024
Руководитель Академии «Среда» провела стратегическую сессию на Международном муниципальном форуме стран БРИКС

Участники сессии обсудили современные тренды развития партнерских отношений и сотрудничества между городами и регионами БРИКС

16.08.2024
Юлия Зубова представила руководству федеральных министерств резолюцию по развитию опорных населенных пунктов

Генеральный директор Академии городских технологий «СРЕДА» выступила на форуме «Опорные города России» в Минусинске

14.08.2024
Академия «СРЕДА» провела стратегическую сессию в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2024»

В мероприятии приняли участие главы муниципальных образований

08.08.2024
Академия «СРЕДА» в партнерстве с ВАРМСУ провела вебинар «Туризм как драйвер развития территории: тенденции, вызовы и новые возможности»

К образовательному мероприятию присоединились более 500 участников из разных регионов

05.08.2024
Особенности подготовки стратегий социально-экономического развития (СЭР) и мастер-планов муниципальных образований

Мы продолжаем серию публикаций про мастер-планы. Сегодня рассмотрим варианты выполнения органами местного самоуправления задач по пространственному развитию в текущих условиях