Национальные цели развития РФ: 5 важных для органов власти направлений

16 мая 2024

Президент России Владимир Путин 7 мая 2024 года подписал Указ о национальных целях развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

 

В документе определены 7 основных целей, а также задачи и целевые показатели, которые предстоит достичь. Указ размещён (http://www.kremlin.ru/acts/news/73986) на сайте главы государства.

 

Мы выделили 5 важных для органов государственной и муниципальной власти направлений, которые требуют первоочередного внимания и будут актуальны в самом ближайшем будущем и в десятилетней перспективе.

 

1.     Актуализация документов стратегического планирования.

Все документы стратегического планирования (разрабатываемые в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») и документы территориального планирования (разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) необходимо привести в соответствие с установленными национальными целями, задачами и целевыми показателями.

 

В частности, это будет касаться стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку необходимо обеспечить преемственность целеполагания и планирования мероприятий на региональном и местном уровне по отношению установленным национальным целям.


В целом, при корректировке существующих или разработке новых стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований будет необходимо обратить внимание на следующие ключевые аспекты:

 

-       Структура и содержание целей, задач и целевых показателей стратегий СЭР в субъектах РФ и муниципальных образованиях должны быть приведены в соответствие с установленными национальными целями, их задачами и целевыми показателями.

-       Сроки реализации документов стратегического планирования должны быть установлены до 2036 года и более, с как минимум одним промежуточным этапом реализации – в 2030 году.

При этом сроки реализации документов стратегического планирования и документов территориального планирования целесообразно синхронизировать, поскольку территориальное планирование обеспечивает пространственную проекцию целей и показателей развития территории, установленных в документах стратегического планирования.

 

В частности, поскольку генеральные планы городских округов, муниципальных округов и поселений утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (см. ч. 11 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ), то в некоторых стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований возможно установление более значительных сроков реализации (например, 2046 год) с установлением как минимум двух промежуточных этапов реализации – 2030 год и 2036 год.

 

-       Значения целевых показателей в документах стратегического планирования должны будут рассматриваться как вклад данного субъекта РФ или муниципального образования в достижение национальных целей. В связи с этим, предстоит серьезная работа по обоснованию значений целевых показателей на региональном и муниципальном уровнях.

 

-       Повышение производительности труда, вероятно, будет базисной комплексной идеей, «ведущей линией» при разработке экономической части документов стратегического планирования, которая будет влиять на определение значений многих целевых показателей и задавать ориентиры при выборе «проектов-драйверов», требующих повышенного внимания высших должностных лиц субъектов РФ.

 

-       Застройка в городах, агломерациях и опорных населенных пунктах будет расти. На это указывает ряд целевых показателей и задач. В частности, предусмотрено повышение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни при одновременном росте жилищной обеспеченности.

Все это потребует своевременной корректировки (или разработки новых) документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований и, возможно, мастер-планов (с учетом недавно разработанного по заказу ВЭБ.РФ методического документа «Национальный стандарт мастер-планов» (https://вэб.рф/natsionalnyy-standart-master-planov /)).

Безусловно, такие изменения в объемах строительства отразятся и на целевых показателях, включаемых в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.

 

2.     Развитие малых городов, опорных населенных пунктов, исторических поселений.

В Указе предусмотрено несколько задач по улучшению качества среды и инфраструктуры в небольших населенных пунктах, а также несколько крайне важных задач в сфере сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры, решение которых в малых городах и сельских населенных пунктах сегодня представляется наиболее важным. Все это в совокупности с задачами по наращиванию объема производства и экспорта продукции агропромышленного комплекса выводит значимость развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий на новый уровень.

 

В связи с этим, разработка долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий во многих субъектах РФ сегодня приобретает особую актуальность.

 

3.     Улучшение инвестиционного климата как условие роста и обновления основного капитала.

Указом предусмотрено увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата.

 

Задачи по улучшению инвестиционного климата остаются высоко актуальными с учетом по реализации регионального инвестиционного стандарта и муниципального инвестиционного стандарта.

 

В этой связи, в субъектах РФ и муниципальных образованиях важно продолжать и развивать работу по сокращению инвестиционного цикла, построению систем оперативного получения обратной связи от инвесторов и предпринимателей, созданию эффективных инвестиционных порталов и инвестиционных карт и формированию глубоко проработанных («коробочных») инвестиционных предложений для ускорения принятия инвесторами решений об участии в наиболее значимых для территории проектах (например, в формате «инвестиционных лотов», доступных на инвестиционном портале субъекта РФ).

 

4.     Развитие кадрового потенциала страны

В Указе большое внимание уделено профессиональному образованию, развитию кадрового потенциала в самых различных областях, профессиональной переподготовке и повышению квалификации работающих граждан.

 

Отдельно следует отметить задачи по развитию кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по повышению уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих.

 

В связи с этим, большую актуальность приобретают образовательные программы для государственных и муниципальных служащих, содержание которых соответствует стратегическому вектору развития страны и может гибко адаптироваться под конкретные запросы с учетом специфики той или иной территории.

 

5.     Рост туристической отрасли

К 2030 предусмотрено увеличение доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5%, а экспорта туристических услуг – в 3 раза (по сравнению с уровнем 2023 года).

 

В этой связи большое значение, вероятно, будут иметь те сферы государственной политики, которые сейчас реализуются в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федеральных проекта «Экспорт медицинских услуг».

 

Соответственно, для субъектов РФ и муниципальных образований сохраняют и повышают свою актуальность такие инструменты локального планирования развития условий для туризма как планы развития туристских территорий (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р), программы развития территории туристского центра города (в соответствии с п. 4.3 приказа Минэкономразвития России от 22.01.2024 N 27) и туристские коды исторических центров городов (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2021 г. № 2581).

 

Мы привели ключевые направления, которые требуют внимания уже сейчас, и на которые будет обращено внимание аналитиков Академии «СРЕДА» при разработке документов стратегического планирования для территорий. При работе с органами власти наша команда всегда учитывает национальные цели, а разрабатываемые проекты обязательно содержат мероприятия по их достижению.

 

Большой опыт в сфере профессионального образования, привлечения инвестиций, развития туризма и разработки стратегических документов позволяет нам предлагать эффективные решения для развитий территорий.

 

Мы говорим на одном языке с органами власти, разделяем их стремления и помогаем воплощать их в жизнь.